Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Как правильно делать домашнее задание со школьником

Буквально все образовательные беды детей начинаются с домашнего задания. Вот передо мной сидит мама. Она плачет. Ей неловко, она хотела бы успокоиться, но от этих усилий ей плачется еще больше. Дети выбегают из класса, потому что смотреть на это невозможно. Я бы тоже выбежала, но я не могу.

velvet_1.jpgФ.П. Решетников.  «Опять двойка»

Мама плачет вот почему: каждый день она садится со своей дочкой делать уроки. Она растит дочку одна, ей очень тяжело, у нее полторы ставки, а вечером — проклятые уроки. Она вылизывают домашнее задание так, что не подкопаешься. Дочка по пять раз переписывает урок, если вдруг намажет или обведет букву.  

Скандалы, истерики. Мама ложиться спать вымотанная на нет. А в четверти — семь.

«Я что, плохо занимаюсь с ней?  Да я света белого не вижу за этими уроками! У меня в жизни ничего нет, одни только эти уроки! А в четверти — семь! Как, ну как такое может быть?!»

На самом деле маме не объяснишь, что такие дети всегда (!) и обязательно (!) — впрочем, ладно, напишу «за редким исключением», хотя я таких исключений не встречала — теряют вкус к учебе, ленятся на уроках, ничего не учат самостоятельно и в конце концов превращаются в людей, ненавидящих новое знание как факт. Оттого у них и семь (а в старших классах будет и пять, и четыре, и два, и это неизбежно…. Ладно, пусть будет — «почти неизбежно»).

Фокус прост: такая мама с самого начала превращает знание в пытку, отбирает у ребенка радость исследования, присваивает себе все его победы — но сваливает на него все его поражения.

Отчего бы такому малышу любить школу и домашнее задание?

Да ни в жисть!

velvet_2.jpgН.П. Богданов-Бельский. «Урок»

У каждого из нас свой жизненный опыт, и трудно объяснить человеку, с которым всю жизнь делали домашнее задание, или человеку, который вытащил всю начальную школу отпрыска на своих плечах (и ведь вытащил! получилось!), что это путь в никуда.

Но это — путь в никуда, потому что как не может в комнатном горшке вырасти нормальный куст картошки, так не может в обстановке диктата и насилия вырасти талантливый, свободный, любящий знание человек.

ekzamen.jpgМ. Нестеров. «Экзамен в сельской школе»

Так что же, «плюнуть» на школьника — и пусть учится как знает?

Закрыть глаза, набрать воздуха, взять себя в руки и не трогать ребенка с домашними заданиями?

Ни в коем случае! Все гораздо сложнее, увлекательнее и глубже, чем сесть за один стол с ребенком и отравить ему школьную жизнь!


Образовательная среда

Это — первое, что мы обязаны сделать для будущих и действующих школьников.

Книги — да, книги, а не планшеты, диски или компьютеры! Именно книги, хорошие, разные, их сейчас очень много, современных и «заточенных» под нынешних детей. Книги, потому что чтение — это ведь не только получение информации, это наработка нейронных связей в мозгу, без которых невозможно достойно учиться.

Предпочтение — именно книгам, на втором месте — энциклопедии (по мнению специалистов, они могут быть даже вредны, если подменяют собой собственно книгу по проблеме), на третьем — словари и справочники. Пожалейте денег на новый айфон — но не пожалейте на книгу.

Фильмы — хорошие образовательные фильмы, которых сейчас везде — пруд пруди. Хорошая домашняя традиция — семейный просмотр документального фильма или исторической передачи, или живых трансляций из мировых зоопарков, да чего сейчас только нет!

Поездки — в музеи, в другие города, по Беларуси, по миру, с обязательными обзорными экскурсиями по городам, с совместной семейной подготовкой, с прокладыванием маршрута и изучением истории того места, куда отправляемся.

Ну и, конечно, личный пример. Родители, которые ничем не увлечены, не читают, не смотрят научно-популярных передач, не интересуются окружающим миром или людьми вокруг себя, вряд ли вырастят интеллектуально успешного человека, справляющегося с домашними заданиями. Кстати, такими «двигателями интереса» могут быть и бабушки, и дедушки, и близкие друзья, так что если вы сами далеки от образовательных процессов, дайте ребенку возможность где-то в них находиться.

velvet_5.jpgРафаэль Санти. «Афинская школа»

Не стану вписывать сюда развивающие центры по подготовке к школе — они, конечно, не вредят никому, но и польза их, если честно, сильно преувеличена, особенно когда родители считают, что одно занятие в неделю в таком центре — это и есть создание образовательной среды. 


Помощь и поддержка

Если всерьез и с удовольствием разговаривать с детьми — не придется даже напрягаться, чтобы понять, что ему интересно, а что дается с трудом.

Там, где интересно — поддерживаем и развиваем: все теми же книгами, музеями, поездками, покупками и собственным искренним увлечением (и ни в коем случае не лезем в домашние задания по этим предметам! Только по запросу! Только если ребенок попросил помочь — и не написать за него сочинение, а подсунуть нужную книжку или нужный образовательный сайт в сети!).

Там, где не интересно — та же помощь и поддержка: вот здесь можно и задачки вместе порешать, и папу привлечь, и с учителем поговорить, и намечающийся конфликт между ребенком и преподавателем разрулить, а то и расслабиться. (Моя старшая, победительница всех возможных олимпиад по русскому языку, включая международную, по химии имеет в четверти «шесть» — ну и что? Ну не дается человеку химия, не интересна. Почему это — проблема?)

velvet_6.jpgД.Е. Жуков. «Провалился»

Вот, собственно, и все. 

Кому-то будет трудно, да. Очень много сил и времени, да. Очень много работы над собой, это тоже — да.

Но в итоге — что-что, а уж домашние задания ваш школьник будет делать с превеликим удовольствием. Класса до восьмого. Потом неизбежно его интересы дифференцируются — и что-то он будет делать с радостью, что-то — через силу, а что-то — и вовсе не делать. Как любой нормальный, свободный, адекватный человек, знающий цену интеллектуальному труду и умеющий распоряжаться и своими интересами, и своими силами, и своими собственными уроками.


Вот здесь — хорошие, научно выверенные рекомендации для тех родителей, которые хотят и умеют возлагать ответственность за знания и умения ребенка на того, на ком они, собственно, и должны лежать — на самого ребенка.

Здесь материалы, благодаря которым родители легко проверят, не зверствуют ли учителя, задавая на дом горы упражнений и задач, а так же хорошие рекомендации по самостоятельности школьников.

Здесь уютные советы для мам, которые выбирают позицию «ближайшего друга и помощника» — никакого диктата и насилия, но и внимания — много. Может быть, даже слишком. Но — не опасно. 

Вот такой подход я бы порекомендовала тем излишне тревожным родителям, которые ни в какую не хотят отпускать детей в самостоятельное плавание. Что поделать, и такие бывают. Постепенность и осторожность здесь нужны не детям — самим родителям, которым нужно научиться освобождать ребенка от гиперопеки и в конце концов дать им возможность жить счастливой отдельной от них жизнью.


Вроде бы все понятно и убедительно. Жаль только, что от очередной плачущей мамы никто из учителей — а главное, из детей — так и не застрахован. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (18) Последнее сообщение
OLIA аватар

Согласна с каждым вашим словом, Аня!!!!!!!!!!

OLIA аватар

Именно так и обстоят дела в школьном образовании.
Жаль, большинство взрослых этого не понимают НУ ВООБЩЕ.
Пишу не просто так. Опыт.

Interested аватар

Конечно, мама виновата. Помидорами маму. Чорт, смайла сарказм не хватает.

Risha аватар

+++++++++++++++++++

Dinka аватар

Все хорошо, со всем согласна, особенно про личный пример. Но в реале никак не получается. С книгами. В детстве я читала бешенно,  задания на лето прочитать даже не записывала. Эта капля и так плавала в море уже прочитанного или готового к прочтению.  Сыну притащила от родителей  все свои любимые книжки . Он прочитал только Жуль Верна. Остальная литература конкуренции с компом не выдержала, а я не выдержала военных действий по дозированию компьютера в жизни ребенка.  Про уроки. Мне не надо было насиловать его своими требованиями, он соглашался все делать сам. Окей. Садился над тетрадками. Через час : Ты сделал? Нет .Почему? не понятно. Что не понятно? Все не понятно. И начинается....жуем, вкладываем в клюв, и по другому никак, вплоть примерно до 5 класса. Потом, да стал делать сам. Но до этого уроки у нас были как ремонт, который нельзя закончить, а только можно было прекратить делать. 

Анна Северинец аватар

Вижу одну концептуальную ошибку:))) нынешним детям вообще противопоказаны книжки ,которые читали в детстве мы:) Есть ,конечно, дети ,которые могут прочитать и Динку, и Фенимора Купера, но их очень мало. 

А так вообще чтение - это как говорение. У каждого ребенка для него свое время. У читающих родтелей почти в сегда вырастают читающие дети - просто они могут начать читать позже. лет в двадцать, например. Или в тридцать. 

Кстати, он у вас читал "50 дней до моего самоубийства?" Подростки сейчас просто пищат от этой книжки. 

Сигрун аватар

Happy)) подтверждаю

я читаю запоем

с дочкой до 12 лет читали книги вслух

но сама она читать не хотела

сейчас - прорвало, запоем 

Сигрун аватар

Полностью. согласна. Также со своей поступала. 

Но ... увы, если человек не привык искать реальные корни проблем, он всегда найдет виноватых. Не маме же меняться, тем более, её осмелились покритиковать.

Это тоже выбор. Happy

Наяна аватар

Почему никто не допускает, что дети разные?

Анна Северинец аватар

так дети разные:)) Но есть общий принцип:) Домашнее задание - это ответственность ребенка и только ребенка. Всё. А дети разные, да. 

Малечка аватар

со многим согласна

только вопрос про Вашу старшую дочь, если можно: согласно одной из предыдущих статей 10 по русскому и 6 по химии - это повод для коррекционной работы. Так все-таки признает нынешняя школа право за учеником выбирать, какие знания ему нужны, а какие нет?

Сигрун аватар

Лена, я отвечу. 10 по русскому и 6 по химии вполне нормально, значит, яркий гуманитарий. 

А вот 10 по математике и 6 по физике, например, тогда вопрос - в чем причина расхождения.

И выбирать знания никто не запрещает и стеной на пути не стоит. Как и решать, стоит ли стараться повысить балл аттестата (а его никто не отменял) или нет.

Анна Северинец аватар

Вот елси бы у нее была шесть только по химии, а остальные десятки, тогда - да:))) Но у нее по всем точным и естественным наукам не фонтан:) 

Малечка аватар

Теперь понятно, спасибо.

lijageo аватар

Домашнее задание всегда будет поводом для грусти родителей и ребенка. Его любить вообще невозможно))

Анна Северинец аватар

неправда:))) можно:) 

Interested аватар

Не, я была занудой. Я любила.

garpun аватар

       Домашние задания -- это просто нечто. Приноворовиться в этом вопросе к темпу и нуждам ребёнка -- настоящее искусство. Не давить, но быть в курсе -- лично мне сложно, хотя усилия я прилагаю. Стараюсь не лезть с помощью без запроса.

       Про образовательную среду -- согласна, но стоит учитывать, что будут такие родители, которые буквально кинутся в другую крайность -- начнут "причинять добро" уже практически насильственными методами: 100500 кружков и секций и выходные по графику "едем туда, потому что я так сказала".

      Про книги и чтение -- это моя личная печаль. Сын заявил, что не хочет, чтобы я ему читала перед сном -- лучше послушать музыку. И никак его не переубедить. А собственный пример, пока не особо-то и помогает. И книги покупаю ему -- современную детскую литературу, в основном , и даже красиво иллюстрированные справочники. И себе покупаю, и качаю и читаю. Мне нравится, сыну -- нет.

Вот, что не так делаю?

       

#
Система Orphus