Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Что прочитать вместо скучного?

Привить детям любовь к классике легче, чем кажется.

Я их понимаю, современных детей: ну какая, объясните вы мне, «Капитанская дочка» может быть в сегодняшнем мире? Разве интересны школьнику проблемы Петруши Гринева, простодушного, кристально честного молодого человека, попавшего в центр русского бунта, бессмысленного и беспощадного?

deti_2.jpg

Да, почитать можно, все же это Пушкин — насыщенный сюжет, много событий, напряженность до финала… Но это так, сверху — в душу молодому человеку 21 века «Капитанская дочка» не попадет ни за что. Этого бы Петрушу — да в современную школу, и пусть его маша Миронова будет не капитанской, а директорской дочкой, и пусть будет влюблена в одноклассницу, а сам Петруша пусть будет толстым и неспортивным слабаком… Легко быть героем, когда ты от рождения герой. А ты побудь им без всяких писательских бонусов. Тогда и почитаем.

Это нонсенс, но таково положение вещей: 60% школьных программ по литературе составлены еще в конце 19 (!!!) века. Из года в год на протяжении столетий (!) кочуют из программы в программу и «Капитанская дочка», и «Мцыри», и «Вечера на хуторе близ Диканьки», и «Купец Калашников» — чудесные, замечательные произведения, фантастически скучные сегодняшним детям.

Но классику читать надо. И читать ее надо именно в детстве, когда закладываются приоритеты, понятия о добре и зле, основные поведенческие реакции и мыслительные процессы. Классика похожа на музыку Моцарта: идеи и мысли, заложенные в ней, математически гармоничны и идеально прекрасны. Строить по ним жизнь — то же самое, что строить дом по гарантированным чертежам.

И классики, между прочим, написали-таки книжки, в которых есть что почитать современному ребенку.

Тягу подростка к мистике и ужасам я бы не стала давать на откуп сериалу «Сверхъестественное». В русской литературе, безуспешно изучаемой в школе, есть по-настоящему леденящие произведения, которые, конечно, пугают и страшат, но — исподволь, незаметно — формируют в нем правильную систему ценностей: «Гробовщик» из «Повестей Белкина» Пушкина, «Ночь накануне Ивана Купалы» Гоголя, «Недотыкомка» Фёдора Сологуба.

Жажду детективного сюжета щедро утолит Достоевский, только не с тягомотным «Преступлением и наказанием», а динамичными и очень актуальными «Братьями Карамазовыми» или «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова.

Любовь к приключенческой литературе найдет замечательный предмет для обожания в прозе Лажечникова и Пикуля.

deti_4.jpg

Непонятная современному ребенку драма скучающих купеческих дочерей «Гроза» Островского чудесно заменяется драмой того же автора «Свои люди — сочтемся», и мы даем возможность подрастающему поколению просмотреть в развитии и разрешении типичный имущественный конфликт между отцами и детьми. А Лермонтов? Как можно отнимать у подростка самого подросткового писателя на свете, того, кто единственный понимал и выразил этот бушующий протест, это недовольство всем и всеми, это космическое одиночество и эту трагическую любовь к ненавидимому миру?

Большинство писателей и поэтов забыли о своих отроческих метаниях, а Лермонтов в 26 уже погиб, отдав всю силу своего гения выражению трагедии ранней молодости. Почему же тогда мы с учениками мусолим «Мцыри», а не «Демона»?

Удивительно, с каким рвением и упорством мы пытаемся вдолбить в детей любовь к скучному.

А ведь стоит только поменять скучное на интересное…

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (2) Последнее сообщение
Тати аватар

Да...

котя18 аватар

Всё это дело вкуса. Причем дело вкуса каждого отдельного ребенка. Из собственного опыта могу сказать, что часто подростки начинают читать книгу после просмотра снятого по ней фильма. И, говоря словами известного киногероя, оказывается это увлекательное занятие!!!

#
Система Orphus