Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Чему на самом деле учат в школе

Нападки на современное образование в большинстве своем бьют мимо цели.

Часто приходится слышать: современное образование не успевает за прогрессом. Мы, де, все еще заталкиваем в детей бесконечное количество информации, хотя уже давно любой, пусть даже и самый прекрасный учитель, проигрывает конкурентную борьбу любому интернет-поисковику, который на любой, даже нелепо сформулированный, вопрос выдаст школьнику миллионы бит высококачественной информации.

А еще современное образование, мол, требует от ученика быть как все и душит любые творческие стремления. А еще — хорошо бы убрать оценки, потому что плохая оценка унижает и оскорбляет, а хорошая — развращает.

При этом нападающие ни на минуту не задумываются, что школа и не собиралась заталкивать в детей знания, что творческие стремления и научное хамство — две большие разницы, и что не оценка унижает — а наше отношение к ней.

Если посмотреть на урок поверхностно, то там, и вправду, учитель делится с учениками какой-то информацией. Если посмотреть с той же степенью глубины на домашнее задание, то во время его выполнения ученик пытается данные учителем знания затолкать в пока еще свободные уголки памяти. Но это — очень поверхностный взгляд.

kudl.jpg

Давайте посмотрим глубже.

Если в младших классах дети и в самом деле получают от учителей эмпирическую информацию по основным направлениям человеческого знания — то уже в средней школе обычные практически понятные знания вроде сложения-вычитания и подбора проверочных слов сменяются абстрактными формулами, правилами, законами и теоремами. И дело не в их количестве и правильной формулировке. Дело в умении воспринимать и обрабатывать большие массивы абстрактных знаний.

Если не научить этому ребенка в школе — никакой интернет этому качественно не научит.

Поэтому из урока в урок, от предмета к предмету дети учатся (подспудно, незаметно, во время решения простых учебных задач) методологии науки, алгоритмам знания, законам, по которым существует и меняется абстрактная информация.

Вычленить главное, построить вертикальные и горизонтальные межтемные и межпредметные связи, выстроить взаимосвязи, установить соотношение между теорией и практикой — каждый урок школьник занят именно этим — если он, конечно, хоть чем-то полезным занят.

lgoal.jpg

Дети, которые честно учатся в нашей традиционной школе, не списывая, не мошенствуя и не ленясь, получают колоссальные навыки работы с информацией — никакой поисковик такими не обладает.

Не потому ли успешные воспитанники классической советской школы — одни из самых конкурентоспособных специалистов в мире?

И если вы думаете, что смысл школьного образования в том, чтобы запомнить как можно больше формул или правил — то вы не очень удачно работаете с абстрактной информацией по вопросу.

Теперь о творчестве. Заявить белорусичке на уроке по Быкову «А я не люблю этого вашего Быкова» — это не творчество. И написать «Отцы и дети» — скучный роман» — это тоже не творчество. Это обыкновенное ученическое хамство. А вот убедительно аргументировать свою точку зрения, объяснить посыл, раскрыть тему, пусть и со знаком «минус» — так выглядит настоящее творчество. Написать сочинение плохими стихами — не творчество, а попытка «попасть в тренд». А вот написать пусть и в презренной прозе, но с неожиданной точки зрения — это творчество.

Современная школа и вправду нетерпима к бездоказательному научному хамству или попыткам самореализоваться за счет оскорбления других. Так ведь это и к лучшему.

iyd.jpg

И об оценках. Оценка сама по себе — ни хороша, и ни плоха. Она просто отображает уровень знаний конкретного ученика по конкретному предмету. И если убрать из оценки наше с вами привнесенное — «ах, какая трагедия, у моего сына три двойки в четверти!» — то окажется, что у этого самого сына просто-напросто три школьных предмета не входят в сферу жизненных интересов. Ну и прекрасно! Почему все и у всех должно получатся на десять?

Социум наворачивает на оценку с килограмм собственных комплексов и амбиций — а потом кричит, что оценочная система плоха. Это наше отношение к ней хромает.

Именно это и дает школа: умение работать с информацией, умение творить адресно и полноценно, умение получать оценки за свои знания и иметь мужество с ними, с этими оценками, жить, и — в идеале — умение с этими оценками работать, выделяя сложное, находя к нему подступы, исправляя недочеты и побеждая собственное непонимание или неумение.

А вас чему учили в школе?

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (33) Последнее сообщение
Сигрун аватар

Аня

все в точку

 

Юлия Петруненко аватар

где эта прекрасная школа, о которой написано в статье?

Мне кажется, ты выдаешь желаемое за действительное 

по моей памяти, школа - это килограммы тупого заучивания дат и правил без особого вникания в какие-то взаимосвязи и соотношения  а своя точка зрения могла быть только у учителя, сочинения безопаснее всего было списывать с критики, иначе "ты не сам написал" ... Просто всегда были, есть и будут учителя от бога и обычные, не способные внести хоть что-то живое в учебный план, которых раздражают нестандартные дети и вообще все, что не вписывается в их узкие рамки мировоззрения

Анна Северинец аватар

так это да, учителя были и есть разные:) Но:) Я говорю не об учителях, а о системе. Система - хороша. 

Малечка аватар

и все-таки))) три двойки в четверти говорят о том, что вышеназванный сын не постигает на трех предметах методологию науки и не приобретает навыки работы с информацией))) пусть данные предметы и не входят в сферу его интересов, но как-то рано он вообще разобрался со своими интересами))) и проигнорировал возможность получить навыки, которые будут полезны в интересных ему же областях)

если ребенок постигает ту самую методологию, то у него уж никак не два будет даже по нелюбимым предметам. Пусть не 8-10, но и не 2. Это я не как учитель, а как бывшая школьница говорю))) Я таких не встречала ни в одной из своих трех школ 

Наяна аватар

Полностью согласна с Юлей.
И еще кажется, что утверждение о самых конкуретноспособных сотрудниках в мире - такой же миф, как и перечисленные в начале статьи.
И потом, при чем тут уже советская школа? Даже если она была взята за основу, от нее уже ничего не осталось
Учителя заняты тем, чтоб не доводи господь разными стержнями журнал не заполнить или помарку там не допустить. Как в таких условиях можно нормально работать?

Веранда аватар

 про стержни смешно Happy))))))))))))))))))))

Lapka аватар

Это, к сожалению, правда.

Анна Северинец аватар

Да не заняты этим учителя:) покупаешь ручку для журнала и пишешь ею только в журнале. На год хватает. Тоже мне проблема:))) 

Наяна аватар

Правда, что ли, не заняты?
Не далее как вчера у моей мамы эту самую ручку подтырили. Стержни поменяли)))) пришлось следственный эксперимент проводить.
Аня, сам факт, что вот эту херь надо в уме держать постоянно, не кажется идиотским?
А сколько раз премии людей лишали за помарку в журнале?? Не знаю, как в вашей школе, а у мамы проверки несколько раз в год. Может, это по факту не сильно большая проблема. Но все это унижает учителя и способствует выгоранию

Анна Северинец аватар

Стержни поменяли???? кто? бред какой:))) 

На самом деле я тут не помощник - я очень люблю, когда в журнале на страничке все красиво:))) Хотя регулярно там мазюкаю:) ну, пожурит завуч, ну, напишет сзади журнала замечания, но чтобы это было проблемой... 

Меня лично гораздо больше напрягают неадекватные родители, чем требования к журналу:) 

Наяна аватар

Дети поменяли. Стержень обратно, конечно, вернули, мама планетарий провеоила ручки всех детей в классе. Не стердня, разумеется, жалко, сам факт просто - нельзя брать чужое. Тем более если это чужое - ручка для журнала
Реальная история, с чего бы бред. Прикололись, или намеренно, хз.

Сигрун аватар

Дети? Тогда все нормально Happy))

Но я бы не искала виновного, если честно. Сказала бы, что от перестановки стержней сумма отметок не меняется.

Наяна аватар

Это интернат. Есть специфика. Если допустить хотя бы малейшую слабину и возможность, что так можно - тебя начнут обкладывать х..ми прямо на уроке.
Она одна из немногих учителей, которым не получается сорвать урок и которых дети уважают

Сигрун аватар

Интернат - это другое, согласна. Тут я не спец - не работала.

В обычной школе обыск учителем вещей ученика недопустим. Разве что там вакцина от инопланетной чумы, которую надо ввести в ближайший час, спрятана

Наяна аватар

Да не обыск. Грит, а давайте-ка попишите своими ручками)))) или признавайтесь, кто брал)))

Наяна аватар

Какой планетарий??? Чертов телефон, уже не исправлю)))))

Наяна аватар

Учителя со стажем больше 30 лет лишают премии за помарку в журнале.
Нет, это, действительно, не проблема. Фигня на постном масле

Сигрун аватар

Люблю свою администрацию!

Наяна аватар

В школе нормальная. Это проверяющие, которых как саранчи у них

Нежность аватар

К сожалению, это модель школьного образования ещё подразумевает владение учителем этим самым научным методом, системным представлением о знаниях и ещё методом преподавания научного метода.

В моей школе таких учителей была хорошо если половина. В университете и того меньше, к сожалению.

Плюс ещё учебники с системной подачей материала.

Поддержу Малечку: если у ребёнка по русскому 10, а по Белорусскому 4, следует разобраться во взаимоотношениях с учителем.

Анна Северинец аватар

Я бы в такой ситуации обратила бы внимание не на белорусичку, а на русичку:))) 

котя18 аватар

Правильно!!! Если ребенок не хочет учиться, надо идти в школу и чмырить училку!!! Как это она посмела моему золотому отпрыску поставить что-то ниже 10? Я же и на ремонт класса больше всех сдала, и ребенка своего по репетиторам таскаю со второго класса. Да она (училка) сама дура!!! Где её только учили?!! Таких на порог школы пускать нельзя!!!!!!!!!!!!  А ребенок как был инфантильным недоучкой, так и останется. Даже если вы всех неугодных учителей выстроите в ряд и расстреляете.

Юлия Петруненко аватар

только что у меня в ленте явилась

http://snob.ru/profile/29563/blog/99601

 

Larysa аватар

не понимаю, почему некоторые выступают против оценок. а как ещё можно понять, в каких сферах ребёнок силён, а над чем надо работать. Это важно должно быть, в первую очередь, самому ребёнку и его родителям. А как универу потом понять, кого они принимают на свою базу?

Другое дело, что не всем нужны эти высокие баллы, и незачем из детей, которым учёба не даётся или неинтересна, "выжимать все соки". 

Наяна аватар

И еще. Пресловутый проходной балл в пед. Даже как-то и статья на туте была с абитуриентамии их историями)) больше никуда не прошли. Оттарабанят распределение и пока. и что, они будут хорошо работать???

Анна Северинец аватар

конечно, не будут. Но это не той системы брак:))) 

Тати аватар

Реально сейчас так и происходит... И никто не желает идти на увеличение проходного балла... Причины даже не хочется затрагивать, политика здесь вроде табу...

Сигрун аватар

Пришла с работы, пробежала комменты.

Поддерживаю Аню. Система такая действительно есть, но те, кто все измеряет в отметках её не увидят, так как не хотят видеть.

Со стержнями - смешно. Одна ручка и все. Хотя я периодически смешиваю, не трагично. А уж замена стержней - это проблема коллектива, а не правил заполнения журнала.

 

Наяна аватар

Второй абзац не поняла

Сигрун аватар

это я не поняла, думала, кто из учителей стержень похитил 

Наяна аватар

))))) неее, там хороший коллектив. Дружный, много тех, кто давно работает, но и молодежь есть, что отдельно мне интересно. Зп воспитателя чуть больше 2 млн

Тати аватар

Работала в двух техникумах. В обоих первое условие: заполнять журнал отдельной ручкой, чтобы все записи были одного цвета. Исключительно одного...

Поэтому очень с Надей согласна...

Larysa аватар

интересно, чем вызвано это требование насчёт одной ручки? какой в этом смысл?

и ещё, это требование администрации школы или министерства образования? 

#
Система Orphus