Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Антон Макаренко: педагог насмерть

В свои шестьдесят Антон Семенович Макаренко выглядел на все восемьдесят.

Те, кому приходилось встречаться с ним в простой домашней обстановке в последние годы его жизни, поражались, каким уставшим, измученным, изношенным, отработанным даже выглядел этот железный руководитель детской колонии для малолетних преступников, единственной колонии в мире, в которой из детей-преступников все-таки вырастали высоконравственные взрослые.

После смерти Антона Макаренко коммуны, устроенные по его методу, продержались еще пару десятков лет: ученик великого педагога, бывший отъявленный бандит и вор Семен Калабалин (читателям «Педагогической поэмы» он известен под фамилией Карабанов) создал несколько таких коммун и с успехом исправлял в них следующее поколение беспризорников.

После Калабалина (тоже, кстати, насмерть износившего свое сердце на педагогической работе — в 68 лет мгновенная смерть от инфаркта) никто за педагогику по Макаренко толком и не брался. Смертельно тяжело.

velvet_2.jpg

Знаменитая на весь мир педагогическая система Макаренко, по-настоящему эффективная в деле исправления искореженных воспитанием и социумом личностей и нигде в мире полностью не применяемая в силу адской сложности для педсостава, заключается в нескольких нерушимых принципах:

  • Ребенок должен находиться в условиях жесточайших дисциплинарных и режимных требований. Жесточайших — не в смысле насилия над личностью, а в смысле нерушимости и обязательности для всех. Нельзя есть нельзя, можно есть можно. Требования дисциплины точно так же обязательны и для преподавателей.
  • Наилучшим воспитателем ребенка является труд: серьезный, никак не игрушечный, созидательный труд, результатами труда которого будут пользоваться и дети, и взрослые. Преподаватели обязаны трудятся наравне с воспитанниками, а не просто осуществлять надзор и командование.
  • Все привилегии, премии, поощрения и награды, которых удостаиваются как педагоги, так и воспитанники коллектива, обязательно делятся на всех. Наказания и штрафы — тоже.
  • Воспитание общих для высоконравственных личностей качеств характера осуществляется педагогами во время уроков и воспитательных мероприятий, работа же с особенностями каждого воспитанника ведется строго индивидуально и постоянно: в разговорах, беседах, переписке. «Для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом» — писал Макаренко.
  • Детский коллектив должен управляться самими детьми. Внутреннее самоуправление, настроенное под руководством педагогов и эффективно работающее даже в отсутствие взрослых — залог настоящего, а не показного исправления сложных ребят.

Еще при жизни Макаренко его педагогической системой всерьез заинтересовалась заграница: между прочим, современные копроративные культуры западных компаний строятся на принципах нашего педагога. На Родине же Антона Семеновича не жаловали: его лично не любила и не понимала Надежда Крупская, и посему воспитателя-новатора с удовольствием шельмовали и склоняли и в газетах, и на партсобраниях. Зато Макаренко высоко ценил Горький, и поэтому ему все-таки позволяли и работать, и публиковаться.

Но главное — ни один из учеников Антона Семеновича после выхода из колонии не вернулся на преступную стезю. Ни один. Из тысяч. Представляете?

В 1988 году ЮНЕСКО назвала имена четырех педагогов, определивших лицо современной педагогики. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (12) Последнее сообщение
LittleSunshine аватар

Буквально на днях рассказывала мужу о Макаренко и его воспитанниках. Великий педагог был.

Сигрун аватар

Мы сейчас ушли не просто далеко от Макаренко, мы идем в противоположном направлении ...

zoloto аватар

Мне кажется, он попал в рай.

Сигрун аватар

Мне тоже.

Но разве имеет (по мнению церкви) право на рай атеист? 

Надеюсь, что у Бога свое мнение

zoloto аватар

Любой человек, спасающий жизни, имеет право на рай, твердо уверена, что все остальное - лишь условности. "Что вы сделали одному из малых сих, то сделали мне" и далее по тексту.

Малечка аватар

даже если бы только половина выпускников не ступила на преступную стезю - низкий ему человеческий поклон

а ни одного - у меня даже в голове это не укладывается. Вот это масштаб личности!

tru-ekaterina аватар

В свои шестьдесят Антон Семенович Макаренко выглядел...

А.С. Макаренко умер в  51 год..

и, кстати, последователи у него есть по сей день..

http://vk.com/club_makarenkovedov_sv 

полюбопытствуйте...тут очень много интересной информации..

особенно мне понравилось вот это:

Из воспоминаний Г.К. Калабалиной:

«Я как-то слышала разговор А.С. Макаренко с одним человеком. Антон Семёнович говорил: «Воспитывать легко». А тот ему: «Нет, трудно». Антон Семёнович: «Нет, легко, с одним только условием: этому нужно отдать всю жизнь!»

так и жил..

Larysa аватар

Читала, что некоторые современные эксперты считают, что успех метода Макаренко в том, что он воспитывал человека, как часть общества, а не как индивидуальнось. Интересы коммуны были выше личных не на словах. 

Сигрун аватар

Эксперты считают это недостатком или достоинством?

 И - эксперты - это те, кто воспитывает трудных подростков, как Макаренко?

Larysa аватар

Скорее достоинством. система Макаренко эффективность доказала. В том, что он учил ставить общественные цели выше индивидуальных, они и видят секрет успеха.

Авторов той статьи не помню, наверное, те, кто учит учить Happy

tru-ekaterina аватар

весь Союз на этом держался... собственно, и по сей день те страны устойчивы и перспективны в развитии, где процветание государства выше личных интересов... у нас этого уже нет, к сожалению..

Morgenstern аватар

Прикольно, насколько принципы Макаренко в воспитании трудных подростков применимы к корпоративной культуре фирмы. Впечатлило. 

#
Система Orphus