Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Зачем читать детям потешки?

Этот жанр практически исчез из маминого репертуара. Колыбельные мы ещё с грехом пополам поём, но вот потешки…

Какая-нибудь замусоленная «сорока-ворона», которая «кашку варила», и тощая «коза рогатая» — вот и все персонажи, оставшиеся в нашем обиходе от целого пласта потешек.

Будить детишек неприхотливыми стишками про котиков, козочек и петушков сейчас не принято. Как-то язык не поворачивается напевать все эти «золотые гребешки» и «гули-гули» современным детям, с младенчества погруженным в научно-технический прогресс и нано-технологии.

А зря.

Потешки куда лучше, чем электронные говорящие книжки, мычащие автомобильчики или модные повторяшки, развивают эмоциональную сферу, речь и воображение любого малыша, будь он хоть сто раз технически оснащён и прогрессивно продвинут.

mother_and_baby___children_012807_1.jpg

Ни одна супресовременная и сверхфирменная игрушка на свете не заменит человеческому детёнышу маминой улыбки, маминого голоса, маминого задорного выражения лица и маминой потешки, обязательно рассказанной каждое доброе утро каждого доброго дня.

Вот например:

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы допяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки — ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки — хватунюшки, (сжимаем и разжимаем кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показываем ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показываем глазки)
А носику — сопунюшки, (показываем носик)
А в роток — говорок, (показываем ротик)
А в головку — разумок!

***
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детяпорастушеньки,
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая.
Расти, сынок,
словно крепкий дубок.

***
Настало утро.
Солнышко встало.
Давай, сынок,
Буди друзей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!

mama.jpg

День, который начался с потешки, обязательно будет счастливым днём.

А как вы будите своих детей?

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец
VELVET: Автор

Комментарии

Всего комментариев (26) Последнее сообщение
Mee аватар

Буськами!

(ничего не имею против, но потешки, которые так коверкают слова...зачем?)

Анна Северинец аватар

Это - не коверканье. Это, между прочим, отменное упражнение для развития словообразовательного чутья у детей. Есть даже специальное упражнение, благодаря которому у младенцев воспитываются зачатки будущей грамотности: когда ты предлагаешь ребенку конструировать новые несуществующие слова (я его описывала уже неоднократно). Почему современные дети пишут неграмотно? Потому что они не чувствуют словообразовательный строй языка (русская орфография основана исключительно на словообразовании). 

Так что потешки с этими "исковерканными" словами - еще и уникальный обучающий комплекс! 

Если надо, опишу поподробнее механизм воздействия "исковерканных" слов на будущую грамотность. 

NatashaD аватар

мне в двух словах если можно

Анна Северинец аватар

в двух словах так: в русском языке правила орфографии касаются не слов, а морфем, то есть - частей слов. дети должны запомнить ,как пишутся корни ,суффиксы и приставки в разнообразных случаях. Вместо этого им пытаются вдолбить, как пишутся отдельные слова. В итоге вместо того ,чтобы выучить 20-30 правил и научиться понимать ,где суффикс, а где приставка, дети пытаются запомнить все 40 000 слов русского языка. Что невозможно. Поэтому крайне важно научить детей понимать русское словообразование. 

Дальше обращаемся к Чуковскому ,который в книжке "От двух до пяти" объяснил детское словотворчество и подвел под него теоретическую базу. Дети ,творя и коверкая слова, интуитивно постигают словообразование. Запрещая им это делать, мы перекрываем путь к грамотности. 

Поэтому лучшие игры для развития грамотности - это игры такого плана: "А как называется маленький дом? домик. А маленький кот? Котик. А маленький Губка Боб? Губкабобик. А маленький разум? разумок. И так далее. Дети понимают,что основное значение в слове лежит на морфеме и учатся эту морфему вычленять и использовать. 

Ну вот как-то так:)))

NatashaD аватар

Joyful аватар

Ушкi-ушкi-ушкi, прыляцелi птушкi, селi на вароты ў чырвоных ботах,

Боты паскiдалi, кругом паляталi, каб iм есцi далi.

Я насыплю грэчкi, каб няслi яечкi,

Ды насыплю жыта, каб было iм сыта.

Замечательная штука - потешки! Запоминаются ребенками на раз, рассказываются в лицах, как только маленький ротик вообще может что-то рассказать.

Анна Северинец аватар

вот, кстати, да! моментально запоминается детьми! 

NatashaD аватар

Обязательно что-то болтаю,  даже своими словами, причем со старшей дочей разговаривала больше и у нее речь лучше в одном и том же возрасте. А может они просто разные.... Но говорить с детками надо - они нас слышат.

@nuta аватар

Мы любим потешки!!! У нас маленькая книжечка и там с картинками яркими несколько потешек)))) Читаю часто ее и малыш прям хохочет, так ему нравится))))

NatashaD аватар

Еще будилку Вам в коллекцию: Прозвенел будильник "Дзынь". Выспались ребятки. Мы потянемся вот так на своей кроватке. Повернемся на бочек, съежившись пружинкой, и растянемся опять легкою пушинкой. А потом другой бочек повернем мы к стенке. сжав под щечкой кулачок и согнув коленки. Полежим еще чуть-чуть мягким колобочком, солнышку подставив нос, сдобненькие щечки. Вот и все: с кроватки встать нам совсем не трудно, улыбнемся мы теперь, скажем "С добрым утром!"

Сори, за пунктуацию или как там (короче за знаки препинания)

Анна Северинец аватар

Mee аватар

А я не знаю потешек кроме Сороки-вороны...

Анна Северинец аватар

так вон же и в статье, и в комментах - полно:)))

Mee аватар

Я их не знаю (кроме Мишки), это ж еще мне выучить надо!!!
Может Пушкина ему читать, или еще кого???

Анна Северинец аватар

да как-то рановато Пушкина 

Mee аватар

Ты думаешь, он особо смысл понимает?
Я ему ветер-ветер, ты могуч с бабушкой по ролям рассказывала... И лукоморье, особенно прокота нраывится )))

Анна Северинец аватар

 да не парься:) нравится - и отлично! 

Юлия Петруненко аватар

И я потешек особо не знала, но почему-то хотелось с дочей именно ими говорить. Поэтому сочиняла на ходу. Попробуйте - это не сложно. Берете за основу любую ритмичную фразу и нанизываете на нее слова, малышу нра, а самой - зарядка для ума! 

Примерно так:

у кота есть кошка, 

а у Насти - ложка. 

Котики влюбляются, 

Настя - наедается.

или:

Носик дышит, 

ушки слышат, 

Зубик - кусь-кусь,

ротик - бусь-бусь!

ручка - хвать-хвать, 

надо Насте ложку дать!

@nuta аватар

Мишка-косолапый по лесу идет

Шишки собирает, песенки поет

Шишка отскочила, Мишке прямо в лоб

Мишка рассердился и ногою-топ!)))

Это наша любимая))))))

Анна Северинец аватар

ой-ой-ой! это - первый стишок, который выучила моя Женюлька:)))

@nuta аватар

Могу еще одну написать)))

Топ-топ, топотушки,

пляшет зайчик на опушке,

пляшет ежик на пеньке, пляшет чижик на сучке.

пляшет песик на крылечке

пляшет кошка возле печки.

топ-топ,топотушки,

пляшут лапки, пляшут ушки,

пляшут ножки и хвосты,

что стоишь, пляши и ты!))))))

Larysa аватар

Водичка-водичка, 

умой моё личико.

Чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок!

Larysa аватар

кую-кую ножку,

паедзем у дарожку,

дарожка крывая,

коніка храмая..

это такой массаж ножек Happy

Анна Северинец аватар

тоже наше любимое! 

Наяна аватар

это еще не вся Happy

продолжение:

тут пень, тут крынiца, а тут студзеная вадзiца...

Щекочем при этом сначала пятку, потом под пальчиками, а потом всю ножку)))

domik аватар

О, мы где-то до полгодика занимались пестовальной гимнастикой, там потешки для любой части тела, малышу очень нравилось, заодно и дисплазию скорректировали. (кстати, научила этому небезызвестная Людмила - консультант и психолог)

#
Система Orphus