Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Вот это поворот: печатные издания снова набирают популярность

Книга, хорошо изданная и стильно оформленная, опять становится лучшим подарком, хорошей инвестицией, предметом коллекционирования и торга. 

565656.jpg

«Издание печатных книг переходит в сферу искусства» — сказал министр культуры Беларуси Борис Светлов, и был прав.

Постепенно, но очевидно в сфере книгоиздания наметилась тенденция: электронные книги читают массово, из-за необходимости (ну не будешь же захламлять драгоценное домашнее пространство книжками-однодневками), а бумажные покупают для души, для престижа, для статуса.

Печатная книга становится предметом от кутюр. Электронная — выходит в тираж прет-а-порте.

Между прочим, сегодня, как и раньше, люди просят знакомых привезти из Москвы, Питера или Парижа хорошую литературу — и везут книги сами.

Хорошие, редкие книги не издаются массовыми тиражами, и купить, к примеру, великолепные «Записи и выписки» Михаила Гаспарова или роскошное издание «Наполеона» Жоржа Монторгея с иллюстрациями Жоба можно только в большом городе и далеко не во всяком книжном.

В огромных книжных супермаркетах Варшавы и Питера высоченными стопками на деревянных поддонах сгружены модные новинки («Акция! Скидка! Три книги по цене одной!» — без акции никак, ведь их тысячами качают с пиратской Флибусты!). А в небольших лавочках, где над входной дверью повешен серебряный колокольчик и в углу продаются хорошие картины в тяжелых рамах, за большие деньги дожидается вас Та Самая Книга, о которой вы давным-давно мечтали…

Каждый из нас уже давным-давно для себя сформулировал, когда он читает бумажную, а когда — электронную книгу. Да, электронная удобнее, но да, бумажная приятнее. И да, в первую столько влазит, но этот запах, этот шелест страниц второй…

А вот о таких вещах мы с вами и не задумываемся. В Ставангерском университете провели любопытный эксперимент. Пятьдесят добровольцев читали один и тот же текст: детектив Элизабет Джордж (двадцать пять человек — при помощи электронной книги, двадцать пять — на бумаге). А затем каждый из читателей ответил на одни и те же вопросы по тексту.

Для начала нужно было разместить 14 событий рассказа в хронологическом порядке. Читатели бумажной книги справились с заданием на 80%, читатели электронной — только на 45%. Есть предположение, что различие в усвоении сюжетной линии обусловлено различием в тактильных и зрительных ощущениях, которые испытывают читатели бумажной и электронной книги.

nook_7.jpg

Видимо, читаем мы не только глазами — но и руками, и перелистывание страниц, ощущение сменяющих один одного листов так же важны для усвоения теста, как и умение складывать буквы в слова.

Затем нужно было ответить на ряд вопросов, связанных с деталями внешности героев, интерьеров, пейзажей, лирических отступлений, то есть подробностей, напрямую не связанных с движением сюжета. Здесь «электронщики» и вовсе были посрамлены: 15% правильных ответов по сравнению с 72% «бумажников».

Электронная книга, к сожалению, не оставляет в нашем сознании «лишних деталей» — возможно, это как-то связано с ограниченным размером экрана и ограничением умственных операций, которыми сопровождается чтение бумажной книги.

А вот исследование компании «Nielsen Norman Group»люди, которые читают электронную книгу, делают это на 6% медленнее, чем те, кто читает ту же (то есть равную по легкости восприятия), но бумажную. А те, кто читает книги с монитора компьютера, и вовсе снижают собственную возможную скорость чтения в 1,5 раза. И ладно бы только скорость! Вместе со скоростью страдает и степень усвоения прочитанного.

Согласно исследованиям мирового книжного рынка, с 2015 года продажи бумажных книг, до сего времени неуклонно падавшие, начали медленно, но так же неуклонно расти. Печатная книга возвращает рынок.

А если учесть, что за время падения она стала дороже, то объемы денег, потраченных человечеством на бумажные книги, даже возросли.

Мало того: обнаружилась интересная и никем не прогнозируемая тенденция. 

Просвещенные читатели первым делом качают новинку или рекомендованную книгу в интернете — и если она им нравится, то идут в магазин за бумажным экземпляром. Хорошая книга должна стоять дома на полке. А плохую можно и с ридера почитать.

Меняется не только мышление читателя — меняется и мышление издателя.

«Нам надо идти в ногу со временем и думать над тем, как превратить Интернет в дружественную нам среду» — эти слова издателя Олега Вавилова («Постум») стали девизом современного книгопечатания.

Бумажная книга, прямо со страниц которой можно попасть на соответствующий сайт и продолжить чтение либо получить какую-то гипертекстовую информацию, онлайн-квесты по книгам, группы персонажей в соцсетях — чего только не предлагают сегодня в довесок к печатной книге.

c00f717aea791c7432941e52de258302.jpgОлег Вавилов - издатель, генеральный директор издательства «Постум». Фото: balzac.guru

Впрочем, не дремлют и те, кто издает электронные книги: скажем, проект Роберта Штейна под названием Social Book позволяет читателям вставлять свои вопросы и комментарии в тексты прямо на сайте издательства. И этой возможностью активно пользуются даже университетские преподаватели, разворачивающие на страницах электронных книг словесные баталии студентов.

Совершенствуются ридеры, все больше приближаясь к бумажным книгам внешне — и все дальше уходя от них по функционалу.

И все же тренд остается трендом: бумажная книга — с хорошими иллюстрациями, на качественной бумаге, в дорогом переплете — становится предметом роскоши. Электронная — достоянием масс.

Неплохой поворот в эволюции книги.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец
#
Система Orphus