Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Только ленивый в Беларуси не жалуется на то, что у современных учителей нет авторитета

Это обстоятельство называют в числе первых, объясняющих кризис традиционной системы образования. 

Причины исчезновения авторитета тоже называются очень часто, так часто, что причины эти теперь ничем не отличаются от стереотипов:

дескать, авторитета нет, потому что учителю мало платят, потому что в учителя идут двоечники, потому что родители учителей не уважают и передают это неуважение детям.

rs3288_118969824-630x532.jpg

Как бы то ни было, а тот авторитет, о котором с такой ностальгией сегодня вспоминают мамы и бабушки, и правда исчез. И не только у учителя.

В прежней теории педагогики считалось, что учитель обладает авторитетом уже в силу своей профессии, априори и по умолчанию. Есть еще две профессии — врач и журналист — которые в глазах людей наделены авторитетом «по факту».

Человек зачастую будет считать мнение, высказанное учителем (врачом, журналистом) авторитетным, экспертным, профессиональным — уже потому, что оно высказано представителем «уважаемой» профессии. На самом деле до определенного времени так оно и было — авторитет прилагался к должности вместе с записью в трудовой книжке.

detail_0cf881a8907c7c65a5b7117850c7b7ee.jpgКак бы то ни было, а тот авторитет, о котором с такой ностальгией сегодня вспоминают мамы и бабушки, и правда исчез

И тут важно, что мы понимаем под словом «авторитет».

Небольшой опрос в социальных сетях обнаружил, что под «авторитетом учителя» пользователи понимают:

«умение учителя держать в классе дисциплину и потребовать от учеников исполнения всех своих требований» (этот и подобные ответы — 4 из 10),

«умение учителя убедить класс в своей правоте» (2 из 10),

«признание учениками власти и (или) влияния учителя» (2 из 10), 

«убеждение, что учитель — настоящий профессионал» и «уверенность в том, что учитель не ошибается» (по одному).

Тезаурус Баранова, один из самых крупных на сегодня толковых словарей русского языка, определяет авторитет как

«признание окружающими высоких деловых качеств кого-либо, повседневное признание роли кого-либо в некоторой сфере деятельности;
общепризнанное влияние в какой-либо сфере деятельности, которым пользуется кто-либо в силу своих достоинств».

1411115557_569032196360066.jpgВ сознании обычного человека слово «авторитет» практически всегда соединяется со словом «власть»

В социологии принято считать, что:

«авторитет заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта».

То есть идея власти в понятие авторитета, безусловно, входит — но это власть, основанная не на тупом послушании, а на признании права стороннего человека определять твои собственные взгляды, поступки и решения.


Как видим, в сознании обычного человека слово «авторитет» практически всегда соединяется со словом «власть», а по мнению ученых в слове «авторитет» значительно больше «профессиональных заслуг», «достижений», «ненасильственного влияния», что на самом деле не есть власть — а есть уважение и признание. И если мы говорим о первом значении — да, такого авторитета у учителя сегодня нет.

naughty-child.jpgАвторитета нет, потому что учителю мало платят, потому что родители учителей не уважают и передают это неуважение детям...

Но так ли уж это плохо?

Беспрекословный авторитет — штука опасная. Она подразумевает, что мнение авторитета не подлежит оспариванию, в нем невозможно усомниться, к нему нельзя подойти с позиций критического мышления. Здесь таятся многочисленные ловушки как для учителя, к которому так относятся, так и для ученика.

Учитель, облеченный беспрекословным авторитетом, неизбежно теряет мотивацию к дальнейшему развитию и начинает личностно деформироваться: легко ли жить, когда любое твое мнение (пусть себе и поверхностное, и ошибочное, и неверное, ведь все мы люди) становится аксиомой для детей.

Ученик, имеющий дело с беспрекословным авторитетом, теряет способность мыслить самостоятельно: навыки анализа и синтеза, критического отношения к любой высказанной фразе лишают его интеллектуальной самостоятельности.

Авторитет — это хорошо и нужно, но чтобы беспрекословный?

И уж тем более опасен авторитет, который вручается человеку просто по факту, вместе с дипломом. В сочетании с идеей власти, которую дети готовы вкладывать в понятие «авторитета», он может попросту калечить детские характеры и судьбы.

1372685691_075875_40-624x415.jpgУченик, имеющий дело с беспрекословным авторитетом, теряет способность мыслить самостоятельно

Опасен также псевдоавторитет. Жизни ему — пару месяцев, ибо детский коллектив долго обманщиков не терпит, но и за пару месяцев псевдоавторитетный педагог может наломать воспитательных дров.

Виды псевдоавторитетов каждому бывшему и нынешнему школьнику хорошо известны:

  • Подавление воли учеников (страх, запугивание, отметки). Да, у такого учителя на уроке будет железная дисциплина и четкий график работ. Но уместно ли здесь говорить о ненасильственном влиянии и уважении за заслуги?
  • Общение на искусственно созданном расстоянии (подчеркнуто холодное общение с учениками, отстранение от их проблем, безэмоциональное поведение). Да, таким способом можно возвести себя на пьедестал — но многие ли захотят оглянуться на него?
  • Общение запанибрата (сокращение дистанции между учителем и учеником до дружеской). Такой авторитет зарабатывается в считанные минуты — но как же болезненно и навсегда он теряется!
  • Безудержное хвастовство своими заслугами (а знаете ли вы, кто перед вами?). Авторитет, завоеванный таким образом, держится буквально несколько дней — пока не пройдет романтический флер и не забудется первое удивление.
  • Излишняя доброта (выражается в колонках десяток и бесконечном хождении «на поводу» у щедро манипулирующих учителем детей). Дети хотя и радуются — но уважать таких учителей не умеют.

ed56f4ed101ef58ba0cf16823cd62c87.jpgДетский коллектив долго обманщиков не терпит, и за пару месяцев псевдоавторитетный педагог может наломать воспитательных дров


Настоящий же авторитет — тот, который о влиянии, об уважении, о любви и желании «быть на одной волне» никогда не дается априори, никогда не является беспрекословным — а зарабатывается, медленно и поступательно.

Психологи выделяют три стадии формирования учительского авторитета.

Стадия первая: педагог – источник информации. На этой стадии ученика не интересует учительская интерпретация фактов или мнение об этих фактах, он пока еще нужен классу только как передатчик информации, необходимой на контрольной работе, экзамене или другом испытании.

Если учитель этой информацией обладает в полной мере — переходим на второй уровень: сигналом к этому служат бесконечные детские вопросы на переменах:

«а как здесь правильно?», «а почему это так?», «я не понимаю, объясните мне!»

Стадия вторая: педагог — референт и интерпретатор. Здесь ученику интересна уже не только информация, сколько ее оценка данным конкретным учителем. 

«А что вы думаете?», «а почему?», «а как вам кажется?» — на этом уровне дети готовы видеть в учителе не только ходячую энциклопедию, но и живого человека со своим, всегда интересным, мнением. Есть такое? Тогда переходим на уровень выше.

hqdefault.jpgНастоящий же авторитет зарабатывается, медленно и поступательно

Стадия третья: здесь и формируется авторитет — педагогу авансом выдается максимальное доверие, его слова воспринимаются истиной, его оценка — заслуживающей самого пристального внимания.�/p>

Ap>Отношение к учителю на этой стадии носит эмоциональную окраску, дети его уже, что называется, любят — не за то ,что он идет у них на поводу или удовлетворяет их сиюминутные запросы, а за то, что учитель — личность ,с которой интересно иметь дело.

И вот такой авторитет — никуда не исчезал. Просто им мало кто может похвастаться — и сейчас, и полстолетия назад, и во все времена. 

VELVET: Анна Северинец
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии.
#
Система Orphus