Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Почему так важно не упустить пика возможностей для развития способностей ребенка?

НУВЭРС — термин, введенный в педагогику Борисом Никитиным, педагогом-новатором, автором уникальной методики воспитания и развития детей.

Аббревиатура НУВЭРС означает «необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей», и представляет собой, по мнению автора термина, серьезную опасность  как для ребенка, так и для родителя.

По мнению Никитина, данные от природы возможности для развития способностей в какой-то определенный момент — у каждого ребенка он индивидуален — достигают своего максимума. Если их не использовать на пике — они за ненужностью угасают.

Процесс угасания неиспользованных возможностей, к сожалению, необратим — оттого и вырастают миллионы не умеющих понять, развить и использовать свой врожденный талант людей.

Яркой иллюстрацией НУВЭРС служит навык плавания.

picture.jpg

Из родительского опыта известно, что дети, которых с первого дня жизни пускают плавать в больших ваннах, используют пик своих возможностей, оставшихся от внутриутробного пребывания в воде: они легко задерживают дыхание, спокойно открывают под водой глаза, скоординировано двигают ручками и ножками и отлично плавают.

Если же возможности не использовать — к третьей неделе жизни плательный навык будет безвозвратно утерян, и учиться плавать придется заново, и будет это далеко не так эффективно.

На концепции НУВЭРС основана мотивация к раннему развитию: важно, чтобы ребенок как можно раньше научился переворачиваться, ползать, ходить, говорить, читать, чтобы не пропустить пик своих возможностей. Если, например, чувствующего ритм и рифму ребенка не научить говорить к полутора годам, его поэтические способности могут угаснуть раньше, чем он сможет их реализовать.

И наоборот: если ребенок упорно не разговаривает до двух лет, значит, пик его вербальных возможностей еще впереди — нужно предложить ему все условия для их развития, но ни в коем случае не обучать насильно.

Из правильно понятого НУВЭРС вытекает роль родителя: не управлять развитием, а предлагать условия для развития. Пусть у ребенка с первых месяцев жизни будут под рукой и игрушки с буквами, и геометрические фигуры разных цветов, и пуговки, и кнопки, и шнурки, и даже молоток с гвоздями в свободном, контролируемом папой, доступе — чтобы малыш, которому единственному ведом срок наступления пика способностей, не пропустил свое время.

bp-1-small-3.jpgБорисом Никитиным, педагогом-новатором, автором уникальной методики воспитания и развития детей

Идея НУВЭРС отчетливо перекликается с еще одним понятием, легшим в основу современной дошкольной педагогики: с понятием «подготовленная среда», введенным Марией Монтессори.

По ее мнению, чтобы облегчить ребенку развитие, взрослые должны разве что создать благоприятную для развития среду — и потом просто не мешать малышу познавать ее в том темпе, который ему удобен.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец
#
Система Orphus