Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Почему пропали смешные высказывания из школьных сочинений?

Действительно ли современные дети разучились хохмить в сочинениях или это учителя перестали делиться находками?

Если честно, популярные списки перлов из школьных сочинений, которые бродят в Сети — дремучие «баяны». Все эти топовые «Французы бросились наутек, не выдержав духа русской армии» или «Пьер Безухов носил панталоны с высоким жабо» пересказывались из уст в уста еще во времена моего детства.

velvet___1.jpg

Новенькое и свеженькое изредка появляется в блогах учителей и университетских преподавателей, особенно — российских. Но, к сожалению, в большинстве случаев это не перлы, а просто вопиющие примеры чудовищной стилистической безграмотности.

Из моих любимых — такие:

  • «Без двадцати семи лосей, тетеревов и насекомых, среди которых есть и наши друзья, у человека нет будущего»;
     
  • «Порою жизнь сложна и многократна»;
     
  • «Проблема выбора жизненного пути представлена в произведении Ганса Христиана Андерсена «Алые паруса»;
     
  • «Проблема отношений человека и природы отражена в художественной литературе. Например, в произведении В. Распутина «Прощание с Матерой» рассказывается о массовом истреблении колорадского жука»;
     
  • «Учитель совершил подвиг и помог спуститься учительнице математики с лестницы»;
     
  • «Учитель Федор Евгениевич был настолько мудрый, что за любую провинность бил указкой по рукам или по спине».

velvet___2.jpg

Это все — выдержки из работ учащихся, сдающих ЕГЭ (заметьте, это не шестиклассники какие-нибудь, а взрослые совсем уже люди).

Кстати, я не зря сделала оговорку: «особенно российских». Наши учителя, во-первых, не ведут блогов, а во-вторых, значительно реже проверяют сочинения: в программе теперь не так уж и много таких работ.

Наши учителя как будто бы махнули рукой: все равно дети массово списывают сочинения из Сети, да и что они могут написать — произведения-то не читаны! Да и представляется нам такой подход устаревшим видом интеллектуальной работы: экзамены в виде сочинений не принимаются нигде.

velvet___3.jpg

А мне, к примеру, странно, что сочинение вдруг стало падчерицей нашего образования. Весь просвещенный мир, например, в качестве вступительных экзаменов имеет эссе — сочинение на тему «почему я хочу учиться в вашем вузе». 

И это правильно — будущий абитуриент должен в первую очередь иметь высокую мотивацию и умение складывать слова в предложения, а не набор сомнительных знаний, проверенных несовершенными тестами.

Ведь что такое сочинение?

Это не просто размышление на общенравственные, исторические, литературоведческие темы. Это умение сформулировать и структурировать свою мысль, собрать необходимую информацию, проанализировать, отобрать нужное и отказаться от ненужного. То есть это сложный комплекс интеллектуальных навыков, которые отработать иначе, чем при создании письменных текстов по конкретному поводу, невозможно.

И неважно, о чем пишешь — о любви в лирике Лермонтова или образе Татьяны в романе Пушкина, ведь навык вырабатывается и закрепляется все равно.

velvet__5.jpg

Вопрос со списыванием тоже решается легко и изящно: достаточно просто посидеть вечерок и сформулировать темы так, как их не формулировал никто до тебя. Дети — существа незамысловатые: если тема не «гуглится», они вздыхают и садятся писать самостоятельно.

Да и потом: пусть списывают! Но! Оформляют чужие мысли как цитаты, указывают авторов списанных предложений и дают в конце список использованной литературы. Тоже небесполезно.

Хуже, если дети с уникальной темой отправятся напрягать родителей, старших сестер или знакомых учителей. Здесь остается надеяться только на здравомыслие взрослых, которые не станут отнимать у школяра чуть ли не единственный шанс научиться формулировать мысли.

Впрочем, таким здравомыслием мало кто отличается — даже Иван Сергеевич Тургенев писал сочинения за своих племянников, и, между прочим, редко «получал» выше тройки, поскольку гимназический учитель был строг и неумолим.

В общем, как бы то ни было, а сочинений наши дети пишут все меньше, программную литературу читают все более неохотно, а потому и хохмят в сочинениях все реже, потому как хохма на пустом месте не рождается.

velvet__7.jpg

Но если хорошенько вчитаться — да и вообще задаться целью — можно «поживиться» хорошим школьным юмором и в сочинениях наших детей.

В моей собственной педагогической копилке по этому поводу за год собралось кое-что интересное:

  • «Мама купила мне хомячка, и сначала он жил в банке. А потом мама принесла клетку. Сколько счастья и радости было в глазах хомячка!»;
     
  • «Однажды мы пошли погулять. На моей подружке был белый пуховик. Вдруг она поскользнулась и упала в лужу. Когда она встала, она была вся грязная и мокрая. Я очень смеялась»;
     
  • «Началом творческой деятельности Маша считает один случай. Она чем-то обидела маму, и вечером посвятила ей стихотворение. Потом написала еще два, через неделю — еще одно. А потом у нее наступил творческий кризис, и она не писала ничего, пока не случилась у нее первая любовь»;
     
  • «Когда Мцыри вернулся в монастырь, он был уже практически мертвый»;
     
  • «Мцыри встретил в лесу змею и не испугался, а потом встретил женщину — и испугался»;
     
  • «Сначала Мцыри был хилый и трусливый, может быть, потому, что ему было шесть лет»;
     
  • «Мцыри сбежал из монастыря, потому что там его плохо кормили»;
     
  • «Вдруг зазвенели бубенцы — и Пущин ворвался во двор Пушкина»;
     
  • «Печорин мог бы быть счастливым с княгиней Верой, но во время прогулки у него умерла лошадь, и поэтому он решил не жениться на ней».

А вам когда-нибудь приходилось хохмить в сочинениях?

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (1) Последнее сообщение
Dinka аватар

обожаю !!! над бубенцами и многократностью жизни я просто рыдала. 

#
Система Orphus