Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Не ждите инициативы учителей, чтобы включить своего ребенка в программу для одаренных

Часто приходится слышать: «другие дети куда-то едут, где-то участвуют, что-то выигрывают, а моего никто никуда не берет».

velvet_3.jpgОбластная олимпиада по черчению в Гродно. Фото: old.grsu.by

На самом деле в любой школе есть программа работы с одаренными детьми, есть банк данных, есть прописанные с августа планы работы с ними, есть пристальное внимание к ним со стороны вездесущих проверяющих и контролирующих органов.

Казалось бы, всех и каждого школа должна была бы включить в довольно напряженный, но, между прочим, счастливый график олимпиад, научных работ, мероприятий, кружков, соревнований — всего того, что дает детям возможность самореализовываться и чувствовать свою важность в коллективе и нужность в интеллектуальном пространстве.

Но нет. Зачастую школа на самом деле «воронит», и несомненно одаренные дети (а они все в чем-нибудь да одарены) остаются в стороне от движения к успеху, стихают, вянут, теряют интерес ко всему — и оканчивают школу полностью разочарованными в себе и в своих возможностях.

Не всем такое движение нужно — это правда.

Не все, кому оно нужно, хотят двигаться в школьном русле — это тоже правда.

Но для тех, кто хочет включить своего ребенка в школьную программу работы с одаренными, которая на самом деле и вправду масштабна, интересна и перспективна — могу дать несколько советов.

Вот как выглядит график стандартных мероприятий для одаренных детей, участие в котором как минимум наградит вашего умника или умницу дополнительными глубокими знаниями по предмету, в любом случае обеспечит тесный и плодотворный контакт с учителем, а как максимум — подарит восхитительные минуты учебных побед и даже материальное к ним вознаграждение, ибо дети-победители сегодня получают специальные стипендии из Президентского фонда, и это чистая правда.

Сентябрь — время разминки и взаимного приглядывания учителей и учеников: кто на что способен, кто каким вернулся с лета, у кого загорелись внутри огоньки интереса к учебе, у кого этот огонек можно разжечь, а у кого он почему-то потух.

velvet_1.jpgРома Богданович, Илья Свинцов, Ира Бурак и Ваня Казаков — выпускники 2014 года, олимпиадники, получившие по 100 баллов на ЦТ по математике. Фото: kp.by

Не стоит ждать инициативы от учителей — можно подойти к педагогу (если, конечно, он хороший педагог, заслуживающий вашего доверия, ибо другой попросту не возьмется) и сказать ему:

«А вот моя Наташка все лето выращивала цветы на грядке, может, попробовать ее биологией заинтересовать? Что нам нужно сделать, чтобы изучать предмет поглубже и посерьезнее?»

Если ваш ребенок хорошо пишет сочинения и много читает — пусть подойдет к учителю русского языка и попросит участвовать в отборочном этапе олимпиады Союзного государства — он обычно проходит в середине сентября, представляет собой отзыв на стихотворение. Олимпиада эта богатая и престижная, и дети привозят оттуда много хороших призов и прекрасное настроение.

Если ваш ребенок — школьник средней школы, до восьмого класса, хороший учитель-предметник, к которому вы подойдете, посоветует нужную книжку, возьмет ребенка писать научную работу или пригласит на факультатив.

Если в девятом — позовет готовиться к олимпиаде. Если не позовет — попроситесь. Районные олимпиады начинаются в ноябре, и за два месяца вполне можно успеть подготовиться к первому — не самому сложному — олимпиадному этапу.

Тут встает вопрос: а зачем ребенку вся эта возня с олимпиадами? Такие нагрузки, такие нервы, такие проблемы… Да, это увлечение не для слабых. Но для сильных — прекрасный вариант.

Олимпиада — это особенное школьное движение. Дети-олимпиадники всегда вспоминают это время с восторгом: уехать на целую неделю в другой город, встретиться там с единомышленниками, такими же «ботаниками», как и ты, или такими же неравнодушными неординарными личностями, кому как нравится, соревноваться друг с другом в честной борьбе, общаться наравне с интересными взрослыми, ну, а если повезет — то и побеждать, а у победителей — серьезные преимущества!

Дипломированных девятиклассников приглашает к себе без экзаменов и вне конкурса престижнейший Лицей БГУ, дипломированным одиннадцатиклассникам положено 100 баллов по предмету на ЦТ (если побеждаешь на областном этапе) и поступление без экзаменов на бюджет любого профильного вуза или факультета.

Согласитесь, ставки высоки.

velvet_2.jpgОлимпиадникиВитебщины. Фото:vitbichi.by

Кстати, олимпиады проводятся по любому школьному предмету, и в том числе — по обслуживающему труду, так что шанс влиться в движение есть у всех желающих.

Олимпиадный график выглядит так: ноябрь — районный этап, январь (первая школьная неделя) — областной этап, апрель (весенние каникулы) — республиканский. Если вы попали в эту волну — занимайтесь олимпиадами, это довольно интенсивная подготовка и гарантия, что интеллект вашего умника будет постоянно в работе.

Остальным же можно попробовать участие в многочисленных олимпиадах белорусского объединения «Конкурс» — дети знают все эти забавные «Буслики», «Журавлики», «Лингвистята», «Бобрята» и другие чудесные конкурсы, которые проводятся в школах учителями-предметниками, дают детям возможность попробовать свои силы в науке с 6 класса и получить замечательные книжки в подарок. Графики конкурсов, результаты всех участников и списки победителей может посмотреть каждый.

Не нравятся олимпиады? Можно заняться любой темой и поучаствовать в научных конференциях школьников, которые активно проводятся в Беларуси и странах ближнего зарубежья.

Почему бы не дать ребенку возможность покататься по стране и соседним просторам не просто так, а с научными целями?

В октябре проходят областные научные конференции школьников (для минчан и области информацию можно найти в интернете), в январе можно регистрироваться на крупные российские конференции школьников имени Вернадского или на Вышгородские чтения. Белорусов на этих конференциях любят, всегда привечают и редко отпускают с пустыми руками.

Регистрируем работу в январе, едем в Москву в апреле — там уже красиво, тепло, по-весеннему ярко и всегда интересно.

velvet4.jpgЮные ученые у стенда с презентацией своей работы. Фото: lanat.ru

В феврале в гимназиях и лицеях, и в большинстве — в обычных школах проходят свои, внутришкольные научные конференции или чтения. Почему бы не начать с них?

Написать хорошую работу может любой школьник — нужно только выбрать тему из многообразия интересных тебе предметов, описать состояние этой темы в современной науке (гугл в помощь нашим продвинутым детям), провести какой-нибудь захватывающий эксперимент, проанкетировать одноклассников, снять хороший ролик по проблеме — и покорить сначала школьную (в феврале), а потом и районную или городскую (в апреле) высоту.

В мае — время расслабиться и подвести итог.

Понравилось ли вашему чаду кувыркаться в омуте интеллектуального соперничества?

Не слишком ли тягостен для него режим?

В ту ли сторону вообще он идет?

И если не в ту — не жалея, разворачиваться и менять направление, тем более что не за горами сентябрь — время осмотреться, приглядеться и понять, чего же тебе на самом деле хочется.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (3) Последнее сообщение
Dinka аватар

олимпиады это и в самом деле интересно. Это и развитие и впечатления и путешествия. Это ещё и положительное отношение к ученику педагогов, и не только тех которые готовили к олимпиаде, а всего пед. коллектива.

Анна Северинец аватар

да, это и правда так:) А уж как любяит олимпиадников администрация:) Так что со всех сторон полезное мероприятие:) И ребенку - безопасное увлечение на всю жизнь:) 

Тати аватар

Интересно. Зашла на сайт посмотреть итоги Журавлика за прошлый год. Из четырех классов гимназии участвовало всего лишь 5 человек. И это гимназия...

Вчера и сегодня тоже прошли эти олимпиады. Никто не предупреждал. Хотя мне очень нравится идея: проверить таким образом свои силы.

Но для всего этого в первую очередь нужно желания ученика. А если этого желания вообще нет?

#
Система Orphus