Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Не можете выбрать между школой и гимназией? Мы поможем вам определиться

Сегодня можно наблюдать два противоположных, но равно мощных тренда. 

Одинаково ответственные и одинаково интеллектуально подкованные родители бросают все свои и детские силы на поступление в гимназию — и бегут из родной и привычной гимназии в простую, а то и сельскую школу.

image1.jpgОдна из гимназий в Минске

Аргументы «за» гимназии хорошо известны:

  • в классах учатся сильные дети, прошедшие хоть какой-то, но отбор;
  • на уроки к ним приходят более квалифицированные и более требовательные учителя;
  • в гимназиях на широкую ногу поставлена научно-исследовательская деятельность и олимпиадное движение;
  • дети в гимназиях мотивированы на высокий результат;
  • да и понятие «престижа» никто не отменял.

Аргументы «против» гимназий ничуть не менее весомые:

  • в них дети зачастую перегружены, проводят за уроками целый день;
  • темп и планка гимназий тяжела для детей-перфекционистов;
  • вывеска «гимназии» не всегда соответствует содержанию обучения;
  • в одиннадцатом классе и школьникам, и гимназистам одинаково понадобятся репетиторы;
  • в гимназиях учатся дети состоятельных родителей, а значит, и обязательные «поборы» и взносы в попечительский совет многократно выше, чем в обычной школе.

Те, кто выступает «за» школы, конечно, как у нас говорится, «мае рацыю», когда утверждает:

  • в школах жизнь течет значительно спокойнее;
  • к школам в целом и школьным учителям в частности меньше требований, а значит, в идеале у педколлектива больше времени и сил на обычный урок;
  • в школах, в отличие от многих гимназий, зачастую более сплоченный, устоявшийся коллектив со своими традициями и «фамильной памятью»: многие учителя учили родителей нынешних учеников, и им, конечно, проще найти к ребенку и его семье особенный подход.

Однако и «против» школ есть что сказать:

  • классы там формируются по принципу места жительства, а значит, средний уровень детей в классе вполне может оказаться невысоким. Это автоматически означает, что любой учитель, пришедший в этот класс, неизбежно будет ориентироваться на середнячка, который может оказаться «ниже плинтуса»;
  • да и относительная «расслабленность» педколлектива иной раз — благо, а иной раз — зло;
  • все-таки сильный, амбициозный учитель в большинстве случаев будет стремиться работать именно в гимназии — просто потому, что в сильном классе с детьми, прошедшими экзамены и выдержавшими какой-никакой отбор, работать всегда легче и приятнее.

Но это все — так, шум вокруг березовой рощи, пенка на клубничном варенье. На самом деле каждый из этих аргументов — всего лишь обобщение, которое не всегда срабатывает в конкретном случае. Реальные отличия школ от гимназий заключаются вовсе не в этом.

article_1335_1446121521678_depositphotos_12242296_m-2015.jpg

Во-первых, у школы и гимназии — разный учебный план, то есть разное количество часов на тот или иной предмет. 

Например, гимназисты изучают иностранный язык каждый день в каждом классе, с пятого по одиннадцатый. А в школах может быть и два часа в неделю, что, конечно же, является гигантской разницей. И тут в любом случае, не зависимо от квалификации или амбиций учителя, гимназист будет в лучшем положении, чем школьник.

Да, это увеличит количество домашних заданий — но разве ж это плохо?

Мало того: у гимназий и факультативных, и стимулирующих занятий будет больше, чем у школы. Это тоже зависит от того, сколько часов на дополнительную работу выделит учреждению образования вышестоящий орган.

У гимназического учителя теоретически  ставка может наполовину состоять из факультативных часов, то есть девять уроков в неделю он будет вести в классе, а девять — заниматься только с теми, кому это на самом деле нужно, с олимпиадниками, с авторами исследовательских работ. Согласитесь, и качество преподавания при такой щадящей нагрузке будет значительно выше.

У школы попросту не будет такого количества факультативных часов — они бы и хотели, да не смогут, потому что бюджет это не оплатит.

Во-вторых, гимназия, чтобы считаться гимназией, обязана иметь полный комплект учителей, причем основную часть должны оставлять педагоги с высшей категорией. Как бы то ни было (разные бывают педагоги даже с высшей категорией), но процесс ее получения в нашей стране крайне сложный, и пройти его просто так, за здорово живешь, нельзя.

В любом случае преподаватель обязан иметь определенное количество часов повышения квалификации, написанные и защищенные работы, проекты по самообразованию, должен дать приличное количество открытых уроков. Хочешь не хочешь, а подтянешь свой уровень.

Бывает, конечно, разное. И учитель высшей категории может проигрывать сто очков молодому специалисту, но тут опять вопрос общего уровня педколлектива: в гимназиях он в целом выше просто потому, что таковы требования. Что не исключает, между прочим, наличия обыкновенных школ, в которых директору удалось собрать сильный педколлектив.

Обычно, кстати, это зависит именно от амбиций, желаний и крепости нервов директора, потому что таких специалистов еще и удержать надо, умудряясь им более или менее нормально платить.

В-третьих, гимназия обязана иметь соответствующее техническое оснащение. Компьютеры, ноутбуки, высокоскоростной интернет, интерактивные доски — все это не роскошь для гимназии, а обязательное требование. Школа может и не иметь выхода в интернет для учащихся — гимназия не может не иметь.

Ну, а то, что дети в гимназиях больше загружены… Так ведь это прекрасно!

Ребенок — надежно заведенный природой механизм: он  готов познавать новое и перерабатывать познанное круглые сутки с перерывом на сон. Так пусть познает — а то ведь не загрузишь под завязку школьным знанием, он обязательно найдет себе другое. И не всегда оно будет полезным, конструктивным и безопасным.

Впрочем, обобщить и тут нельзя. Так что если нужен практический  совет — он будет таким: при прочих равных условиях гимназия, конечно, лучше школы по определению — для тех детей, которые мотивированы на учебу. Дети, которые «не по тем делам» (таких детей много, и они — прекрасные люди, просто ну не все на свете должны заниматься интеллектуальным трудом, кому-то интересен совершенно другой вид деятельности) — так вот таких детей гимназиями нечего даже и мучить.

993-microsoft-sklav-spisok-najbilsh-innovatsijnikh-shkil-svitu.jpg

Во всех остальных случаях нужно выбирать учреждение образования по директору: где он активный, амбициозный, адекватный и талантливый, там и коллектив будет соответствующий. И наоборот.

Так что хорошо, что у нас есть хоть какой-то выбор между школой и гимназией.

Хорошо бы еще — частные пансионы и закрытые частные школы в нашей стране были. Вот тогда и в самом деле каждый мог бы выбрать по себе.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (1) Последнее сообщение
Нежность аватар

Развеяли все мифы, спасибо!!!

#
Система Orphus