Полная версия сайта Мобильная версия сайта

«То ли еще будет» и «то ли еще стало»

Читая современные школьные учебники, отличники двадцатилетней давности хватаются за головы.

И не потому, что программа сложная — потому, что выучить то, о чем пишут учебники, невозможно.

Первые страницы учебника по биологии за шестой класс

Фраза с красной строки: «Все вещества делятся на органические и неорганические».

Все.

66134673_12554397828192.jpg

Дальше — какой-то текст, не имеющий отношения ни к органическим, ни к неорганическим веществам. 

Пытаюсь уточнить термины в словарике сзади учебника (в советские времена такие были чуть ли не в каждой уважающей себе школьной книжке) — как бы не так. Нет словарика. Перечитываю еще раз всю книжку с начала и до конца. Нет объяснения, что такое органические и неорганические вещества. Ученику предлагается это тупо запомнить. Вызубрить. И никак не предлагается — выяснить и понять.

Математика,  третий класс, деление с остатком

Материал объясняется на примере: вот четыре ребенка и три яблока. Как поделить яблоки между детьми?

Умрите, взрослые, все ваши варианты с разрезанием яблок — это дроби, это позже. Сегодня дети должны поделить так: три яблока делить на четыре ребенка это ноль, три в остатке! Съели? То-то же!

И ваш ребенок так и пошел в четвертый класс, испытывая трансцендентальный ужас перед яблоками, не делящимися на детей?

Русский язык, четвертый класс

Половина учебника посвящена развитию речи: тема текста, виды высказываний, типы предложений… Люди дорогие, да эти оторванные от жизни и устной речи термины даже на пятом курсе филфака воспринимаются как грустная жвачка из словесного сена, а уж четвероклашкам — зачем они нужны? Они не развивают речь, они затыкают ее, как объедки с праздничного стола затыкают сток в кухонной раковине…

Это невозможно: выучить биологию, пока ты не поймешь разницу между органикой и неорганикой. Мало того: и химию выучить будет невозможно по этой же причине.

Это невозможно: выучить математику, когда тебе с первых шагов предлагают результатом деления получать ноль, три в остатке.

090.jpg

Это невозможно: развить речь за счет дурацкой теории, не имеющей ничего общего с практикой.

Так что наши дети не оттого хуже образованы, что они нас с вами глупее.

У них просто такие учебники.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (87) Последнее сообщение
Amadeo аватар

Говорю об этом давно. ДЕБИЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ!!! Сделанные ради их создателей. 

Малечка аватар

только почему создателям не стыдно за эти учебники? ведь всему должен быть предел 

Kozlik Mozlik аватар

ВСЕМ ПЛЕВАТЬ. почему вокруг формализм и тотальное наплевательство, а учебники будут другие люди писать? 

Анна Северинец аватар

Ага. Чем ближе человек к написанию учебников, тем больше ему класть с приборчиком на учеников. И это не то чтобы духовная деградация такая, а просто социальные отношения в мире нашей белорусской науки таковы, что до учебников преимущественно добираются не самые талантливые, а самые изворотливые, хитрые и с фигой в кармане. 

А еще они в большинстве своем ни дня не работали в школе. Чтобы получить гриф министерства, вовсе не нужно в школе работать. Зато кучу бумажек, которую так просто не выпросишь, у сильных мира сего собрать нужно. Рецензии самому на себя написать, потому что рецензенты ни читать, ни писать не хотят. Найти знакомых везде, где учебник будет проходить согласования. Ну, и кто будет в таких условиях писать учебники? 

 

Сигрун аватар

Анна  Опередили - хотела подобное написать

Всегда смешит, когда говорят: А почему бы вам. учителям, учебник не написать совместно с теоретиками или самим 

Кто ж нам даст, мы ж в преподавании ничего не смыслим

Анна Северинец аватар

При этом подразумевается, что учителя на два года в творческий отпуск никто не отпустит, и он будет писать учебник по вечерам на досуге. Если у учителя он случится, этот досуг. 

Мне нравилась ситуация, которая была у нас в середине девяностых. Тогда каждый учитель сам решал ,по каким учебникам ему идти. Учебников была протьма - и наших, и особенно российских. Русский язык я вела по Бабайцевой и Чеснокову - самый лучший на моей памяти учебный комплекс, идеально развивающий грамотность. А русскую литературу вела по Лебедеву - там ,конечно ,есть передергивания, учитывая середину девяностых, но в целом отлично написанный учебник. Я им до сих пор периодически пользуюсь ,когда нужно какой-то дивный факт  выкопать или хороший документ процитировать. 

Современных хороших белорусских учебников по моей специальности НЕТУ. 

Сигрун аватар

По моей нет уже много лет

"Илот - это государственный раб" 5-класснику из этой фразы было понятно только слово "ЭТО"

морская звезда аватар

илот значит -взятый в плен и потому находящийся в рабском положении , к тому же изначально не грек .  У читель должен на уроке помимо книги разжевать все детям и объяснить ,если не понятно -я всегда училась у учителя - школьные учебники никогда не читала -я вам честно говорю . все,что объяснял учитель я помнила и знала , что дальше - только то, что было интересно лично мне .

Amadeo аватар

Это хорошо, если учитель научит. А большинство делают так: читайте от сих и до сих... А еще любят часть своей работы заменять тетрадями на печатной основе. О, эти тетради!!! С рисунками кошмарного качества, с вопросами, ответы на которые не сказано, где искать. Как может ребенок выполнить это задание на уроке без дополнительных источников информации? С  содраганием вспоминаю задания по истории. Но еще больше - по географии. Задание в контурной карте я (!) не смогла сделать, хотя добросовестно перекопала Интернет. Потому что мировая статистика на производство каких-то там видов зерна не совпадала с видением авторов контурной карты...

А ответ учителя, гениальный, на мой взгляд, когда весь класс не смог выполнить задание в тетради: а какой правильный ответ? - Надо было посмотреть в интернете. Занавес!!!

Сигрун аватар

 Ни года не работала с тетрадями на печатной основе - профанация предмета

Сигрун аватар

Илот - это грек, потомок жителей Пелопонесса до прихода дорийских племен. 

Но суть - ещё не дано объяснение понятия "раб", слабо представление о государственности, но уже полным ходом дается определение. Учитель объяснит, но вопрос - а авторы учебников  как работу выполнили?

Amadeo аватар

Этим грешат как раз многие учебники: дается материал, который опирается на знания, которых у детей еще нет. Больше всего "вырубила" математика: в каком-то задании получался ответ, соответствующий теме, которую должны были проходить через несколько занятий.

Natali16 аватар

Надеюсь, что есть все-таки хорошие исключения

Dinka аватар

Я не преподаватель , про все учебники ничего не могу сказать. Но мне очень нравились учебники по английскому языку для начальной школы "Magic Box". Мой ребенок пел песенки, тянул нас с папой играть в  игры, слова и фразы легко и прочно откладывались в его памяти.  Мне сказали, что сейчас эти книги уже не используют, очень жаль...почему?

Amadeo аватар

Насчет "не используют", не знаю, но не удивлена. Много теоретиков английского еще хотят кушать.

Тати аватар

У нас используют. Но в дневники пишут задания по учебнику, который и не раздавали за ненадобностью. а задания настоящие пишут на стикерах. Что удивило в этой ситуации - возмущение родителей на учителей на родительском собрании.

Тут уж никак не учитель виноват... Точнее виноват, что хочет дать больше и лучше...

А возмущаться системой... ИМХО  сотрясание воздуха...

Chaild аватар

И у нас используют - но у нас в первом классе английский "полулегально" - факультатив в урочное время.

Учебник и тетрадь покупаем сами, что весьма не дешевое удовольствие

Тати аватар

А у нас уже четвертый класс. И каждый раз покупаем целый комплект (5 книг) + диск.

И тоже та же схема: сразу было 2 факультатива + платное занятие, потом 2 факультатива, в этом и прошлом году уже без факультативов.

Но я считаю, это того стоит. В учебнике сейчас у них программа 2-3 класса. 

Chaild аватар

Тати, у вас тоже гимназия?

Комплект и диск - это где можно приобрести, или только диск?

Тати аватар

У нас просто школа. Но раньше была с английским уклоном, пока уклоны не отменили... - это я по поводу отмены уклонов.
В книжном магазине вместе с учебниками продаются и диски, но в частности у нас они не выставлены, и надо о них спрашивать у продавца, и она со склада их выносила. А если учитель не говорила про другие книжки-тетради из комплекта, значит Вам они не нужны...

Chaild аватар

Тати, я к чему спросила

Мы пошли в английскую гимназию, но гимназия начнется только с 5 класса и только при условии успешной сдачи экзаменов туда.

А так английский официально только с 3 класса,  сейчас же  3 раза в неделю факультатив (платный) и фраза "Ну вы же понимаете, какой у ваших детей должен быть уровень к 3 классу.

Пока, в первом им ничего не дают домой.

Я  же испытываю дискомфорт, от того, что сын предлагает попеть песенки вместе и т. п. ,  у меня ничего нет, откуда это взять, вот и интересуюсь про диск

tru-ekaterina аватар

с грустью прочитала и статью, и большинство комментов...поверхностные однобокие суждения, не основанные на фактах...и это говорят люди, имеющие отношение к образованию...и что же хотеть, чтобы высокие чины уважали людей науки после этого? давайте к чертям упраздним всех теоретиков - и делов... ведь обойдемся, правда? без их "дебильных" учебников-то? 

к слову об обогащении уже устала спорить..приведите цифры, которыми располагаете, по поводу обогащения пишущих учебники...только реальные цифры, а не "марьиванна говаривала"...

а вот это "до учебников преимущественно добираются не самые талантливые, а самые изворотливые, хитрые и с фигой в кармане" вообще недоказательно и потому недостойно.. 

для читающих родителей: действительно, освоение школьной программы не предусматривает только аудиторные занятия, уроки не резиновые. часть знаний дети должны усваивать самостоятельно, при помощи родителей, в библиотеках, посредством интернета..

и последнее: уровень знаний, предлагаемый детям для усвоения, постоянно повышается, это - закономерный процесс.если дети имеют положительную успеваемость по школьным дисциплинам, то о чем вообще разговор...

Amadeo аватар

Ой, Катя... Тебя лично все учебники школьной программы устраивают? Или сын учится сам и тебе не приходится в них заглядывать? Только честно  Никто не говорит, что нужно ограничиваться только учебниками, но учитель как минимум должен раскрыть детям источники информации ДО или ВМЕСТЕ с заданием, а не "пойди туда, не знаю куда..."

А по поводу оценок... Ну, у меня ребенок имеет 9 по белорусскому и 7 в последней четверти принес по русскому. Он что, русский в русскоязычной семье знает хуже? Да, кстати, у меня в школе  и в институте по английскому была пятерка. Говорить толком до сих пор не умею. Ни после школы, ни после вуза. ни после самостоятельных попыток... При этом меня пугает, что многое, что мне дали в школе, в учебниках моего ребенка нет почему-то?

tru-ekaterina аватар

Олеся, мы говорим об учебниках или о системе оценивания знаний?

потому что в системе оценивания знаний я усматриваю действительно большие проблемы..

в отношении учебников "все течет. все изменяется" - нас в 14 лет трижды сводили на компьютерный класс посмотреть...а сейчас дети в два года занимаются на планшетниках...поэтому, не стОит пугаться, не найдя устаревших или не укладывающихся в обязательную программу сведений в учебнике..

самый твой первый вопрос по поводу того, устраивают ли лично меня учебники школьной программы: 

абсолютно объективно, на основе исследований. могу сказать, что в системе образования Беларуси проблем - как у дурня фантиков (пардон за мой французский), но одним из немногочисленных и безусловных достоинств является создание национального комплекса учебников..они, безусловно, не могут быть без недостатков, но аттрибутов "дебильный" точно не заслуживают...

Amadeo аватар

Эпитет забираю назад.  Погорячилась. Но я понимаю национальный учебник по истории Беларуси. Но чем не угодил учебник по биологии или по геометрии? Что-то принициальное изменилось в биологии или геометрии после того, как наша страна стала независимой? Сделайте новое. Но сделайте лучше, чем было. Почему-то мнение, что новые учебники не лучше старых разделяют не только горе-родители, вроде меня, но и  сами учителя, которые сравнивают с несколько иной стороны. Они тоже неправы? Happy

tru-ekaterina аватар

наш национальный учебник еще относительно молодой...он развивается и совершенствуется...он по-любому лучше, он - свой... с каждым новым переизданием наблюдаются положительные изменения, потому что составители учитывают конструктивную критику..авторы учебников - люди благодарные, умеют признавать и исправлять ошибки...и еще - это люди отважные...потому что с момента издания  учебника бОльшую часть времени их будут ругать именно практикующие учителя и несведущие в методике родители, при этом обильно обвиняя в корыстном стремлении исключительно набить свой карман...

пусть пишут, недосыпают, пробуют, доказывают, пробивают, продвигают, апробируют сами...но потом за это готовятся к незатихающей критике вместо благодарности...

Анна Северинец аватар

mouse_14_0.gif

Катя, вы меня потрясли. 

Я очень сведущий в методике родитель. Я лично знаю всех авторов учебников по русскому языку и литературе. Поэтому мне дИвны и удивительны ваши слова. 

Не знаю ,в какой сфере вы пишете учебники, надеюсь, не в русской филологии 

tru-ekaterina аватар

я пишу учебники не для школьников... наполнение учебников исследую в других целях...

поэтому тоже  знаю  авторов учебников по русскому языку...напишите хотя бы в личку, кто из них хитрый. изворотливый, жадный или недобросовестный...хоть одну фамилию... и кто озолотился за счет издания в Беларуси...

знаете, у нас тоже ув учреждении долгое время ходили слухи о том, как якобы обогащаются за счет учебников авторы...знаете, кто в основном говорит? тот, кто не пишет...

Анна Северинец аватар

А хде про озолотились??? Я знаю, что на учебниках напрямую никто не золотится. Разве что серебрится:)

Это первое. 

Второе - мне искренне жаль, что я действительно неаккуратно выразилась по поводу хитрости и изворотливости. Выглядит как прямой переход на личности. Не хотела. Видимо, хватила лишку в пылу борьбы. Что бы я не думала о людях, это всего лишь моя оценка, возможно, не имеющая отношения к действительности. 

Ну и фамилий, конечно, называть не буду. Потому что это будет совсем уже нехорошо выглядеть:) 

А как будете исследовать наполнение учебников в любых целях - маякните мне, я вам с удовольствием подробно поясню, что и где  у них преступно наполнено - так преступно, что вся страна нынче русский забыла, а белорусский не выучила. 

tru-ekaterina аватар

если уж вести речь о русском и белорусском, то дело не в учебниках))) вернее, далеко не только в учебниках...

 

Larysa аватар

похожие проблемы есть и в Канаде Happy пару месяцев назад я читала большую статью в одном журнале, как одна мама, математик с учёной степенью решила помочь сыну младшего школьного возраста с математикой, и долго соображала, что же там хотят от детей. в итоге, разработала методику, объясняющую родителям, как помогать детям в соответствии со школьной программой Happy а дети не жалуются . 

Сигрун аватар

Отвечаю Кате - в моих комментах нет слов об обогащении. Но учебники по моему предмету имеют огромное количество недостатков. И никакие слова о бедных трудягах авторах меня не убедят - не можете? Не пишите.

tru-ekaterina аватар

можете - пишите!))))

Анна Северинец аватар

дык пишем же! 

tru-ekaterina аватар

дык пишете, и утверждаете, что для этого якобы хитрость и изворотливость нужны? а скажите, зачем?

Анна Северинец аватар

Кать, вы передергиваете. Хитрость и изворотливость вообще не нужны для того ,чтобы писать. А вот довести учебник до средней школы... Ну что я вам буду арифметику сейчас рассказывать? Вы все это и без меня знаете:)

Учебник свой я вам подарю:) Из двух положенных мне экземпляров один постараюсь  урвать вам:) 

Сигрун аватар

Я работаю в своей области, по несовершенным учебникам. Есть успехи, есть провалы. Но я не ною: я ж работала, цените, пусть и провалила, да вы ж моим деньгам завидуете :) 

Ценится результат.

tru-ekaterina аватар

а кто ноет? лично мой тираж распродан давно..без моего участия. и переиздание готовится, переработанное и дополненное))))) 

авторы как раз и не ноют...ноют недовольные чужой рабюотой...а таких всегда полно...

Сигрун аватар

Тогда почему такая реакция?

А насчет чужой работы - она связана с нашей работой, так что лить елей понапрасну никто не будет. А то как детсадовцы: или хвалите, или я из песочницы уйду

tru-ekaterina аватар

нет, и хвалить никто не просит...просто не чернить чужой труд... это, как минимум, не этично...

Анна Северинец аватар

А как же критика? А как же тогда плохие учебники станут хорошими? А как же наше святое право возмутиться, когда нам не нравятся школьные учебники??? Почему мы должны этично помалкивать ,когда нашим детям пудрят мозги???

tru-ekaterina аватар

 

по поводу критики, вы должны знать, сколько ступеней проверки проходит школьный учебник прежде, чем попасть в массовую школу.. и рецензенты в таких случаях не рискнут поставить подпись, не читая.. и авторы до получения грифа сто раз справки переписывают.. и обсуждается внедрение сто раз на заседаниях и на конференциях с привлечением, между прочим, действующих учителей.. вот это - критика...

 

Сигрун аватар

ну тогда и прокисшее молоко, купленное в магазине, критиковать неэтично. Давайте пить его - то же ведь кто-то старался

tru-ekaterina аватар

вот только "прокисшим молоком" еще не назвали...

а так уже хватило)))

а скажите, Людмила, как возмутитель качеством учебников, на скольких конференциях вы выступили по поводу их прокисшего качества, во сколько организаций обоснованную критику отправляли..кому из презентовавших авторов лично высказали сомнения или претензии? что-нибудь сделали, кроме как на вельвете со мной поспорить?

Сигрун аватар

Молоко - это вслед вашим комментам

А выступить - я была на одних курсах, где "спросили" мнение учителей (явно для проформы). Больше  с ветряными мельницами не воюю. 

Я буду учить детей. А авторы пусть и дальше говорят, как это трудно - писать учебники и что надо радоваться тому, что есть

Но и молчать и аплодировать я не буду

Над учебниками школы ещё работать и работать. Но пока любая критика не воспринимается абсолютно, лучше они не станут

 

tru-ekaterina аватар

а вы же недавно писали совсем другое: что после нашего разговора решились-таки на обобщение опыта... или уже все? признали и за своим опытом звание "ветряных мельниц"? 

п.с. а моя реакция исключительно на обвинения...причем, естественно, не в мой адрес..там не критика даже... процитировать ?

Сигрун аватар

обобщаю - практический. Для практиков. 

Мои обвинения? Вряд ли среди них будут голословные, хотя - не зарекаюсь (пока)

tru-ekaterina аватар

 

"Всегда смешит, когда говорят: А почему бы вам. учителям, учебник не написать совместно с теоретиками или самим

Кто ж нам даст, мы ж в преподавании ничего не смыслим"

напоминает анекдот про еврея, который обращается к Богу и говорит "Господи! ну почему я ни разу не выигрывал в лотерею???"

 а Всевышний - ему:" Ты хоть билет купи"...

знаете, что первое я услышала, когда собралась публиковаться?

"аааа, ну, там без мохнатой лапы никак"...

и ни разу ни к кому не обратилась за помощью, принципиально...и все в итоге получилось...

делайте выводы...

 

Сигрун аватар

Я пишу то, что знаю. Конкретизировать не буду

tru-ekaterina аватар

это удобно...

хорошо такой фразой от критиков отбиваться))))

#
Система Orphus