Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Как помочь своему ребенку мыслить шире. Тренируемся на сочинениях

Вы тоже писали это: «Преступление и наказание Родиона Раскольникова», «Век нынешний и век минувший в комедии Грибоедова», «Катерина и Темное царство в драме Островского «Гроза»?

doc6ad3flojmhtfyc27csh_800_480.jpg

Кто-то пытался угадать, что именно захочет прочесть Марья Ивановна, кто-то списывал с критики, а кто-то серьезно и ответственно рассуждал о своих впечатлениях, рискуя таки нарваться на выговор…

Меня с детства удивляли эти темы. Ну кто сказал, что смысл «Грозы» — в протесте Катерины против Темного царства? Хорош протест — головой в Волгу. Этот протест придумал Николай Добролюбов, замечательный, но политически ангажированный критик, с которым, между прочим, Островский вовсе не был согласен. Ну какой из разбалованной, экзальтированной, ленивой, заполошной Катерины борец с темным царством?

Или про Грибоедова. Век нынешний и век минувший… Что же, составители тем для сочинений хотят сказать, что Фамусов — это век минувший? Как бы не так! Очень даже нынешний! А вот Чацкий — вполне себе минувший. 

Так нет же: вырвали стих из контекста, создали на нем целую теорию и тему сочинения сформулировали так, чтобы у человека выхода не было: пиши, давай, как Чацкие победили Фамусовых, как раскаялся Раскольников (он ведь на самом деле не раскаялся, кстати), как боролась Катерина (не боролась она ни с кем — проигрывала по всем фронтам, в отличие от Варвары и Ваньки Кудряша).

462534_3_1417662813.jpg

Это целая наука советского преподавания литературы: сформулировать тему сочинения так, чтобы шаг влево, шаг вправо — и Марья Ивановна четко видела бы проигравших. И принимала меры.

Сегодня темы для сочинения формулируются в полном соответствии с требованиями советской науки: «Не забудем о подвиге отцов и дедов на фронтах Великой Отечественной» (во-первых, для нынешних учеников  логично писать о прадедах и прапрадедах, а во-вторых, здесь не станешь рассуждать о неоднозначности подвигов и непобедности победы), «Родину милую пою» (и попробуй порассуждать о том, что бы ты хотел изменить в этой певучей Родине или распространиться на тему эмиграции), «Друг — это навсегда» (место для вариаций «и не друг, и не враг, а так» — где оно в этой теме?).

Пожалуй, стоит обеспокоиться, если ребенок безукоризненно пишет сочинения на десятки. И, вполне возможно, не стоит, если с сочинениями у чада дела не очень. 

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (14) Последнее сообщение
Удача аватар

Спасибо Анна, прямо шпаргалка для меня как родителя что бы не придиралась к тому что тема не раскрыта.

Dasa аватар

 Это и есть "мыслить шире"? Риали?

Выглядит не очень пристойно посыл о том, что я, мол, служу *овносистеме, мои коллеги местами - *овноспециалисты,так что, уважаемые родители, давайте же окажем дружное сопротивление. Вы - грудью на амбразуры, а я так, из кустов посмотрю. Но при этом твёрдое нет скажем альтернативному образованию. 

Где логика?

Свершайте  же свои революции за собственный счёт в своё личное время. 

Не надо преувеличивать влияние Мариванны на мировоззрение ребёнка. Её номер там предпоследний. Если человек способен (или хотя бы имеет потенциал)  "мыслить шире", Мариванна тут бессильна, к счастью. Ясно видеть, где надо сдохнуть за принципы, а где плюнуть и мимо пройти по факту мизерности повода - хорошее умение. Вот школьное сочинение - это и есть тот самый мизерный повод. Научиться  дифференцировать, где учитель адекват - и можно быть собой, а где робот от профессии - и надо ему сплясать, что он хочет - это бесценный навык, который в жизни пригодится несчётное количество раз.  

Ребёнок прекрасно знает, что Мариванна дура устарелой модификации, так с кем же полемизировать? И о чём? О Грибоедове с Островским? Имел он в виду обоих. Но так встали звёзды, что он зависит от Мариванны на данном своём жизненном этапе - и это в корне меняет дело. Тут расчитывать на откровенный разговор (посредством сочинения) двух глубоких и интересных друг другу собеседников, увы, ни разу не приходится. Задача школьника - пройти через школу так, чтобы она как можно меньше причинила ему траблов. Это рационально и правильно, исходя из текущих ТТХ имеющихся в наличии (почти безальтернативно) учреждений образования. А вот зарыть в землю оценку по предмету, а заодно и средний балл аттестата, а заодно и поступление в ВУЗ, а заодно и быть в конфликте с преподом и, возможно, с родителями - за честь Островского с Грибоедовым??? - это позиция очень узкомыслящего идиёта.  

Пусть реформами нашего *овнообразования занимаются специально обученные люди, а не ученики и их родители, не имеющие в данном вопросе никакой теоретической базы и практического опыта. И желания не имеющие тем более, не говоря уже о наличии времени и сил. А про тотальную гниль системы и нулевую с точки зрения здравого смысла стоимость оценок все давно в курсе. И дети, и родители. Для них школа - это такая игра "пройди через минное поле". Только учителя с минобром не в курсе, видимо. Что ярко характеризует уровень интеллекта и способность к анализу фактов. 

Моя мысль достаточно свободна и широка? Или сейчас  Мариванна запеленгует шаг вправо/влево от "правильного"  видения данной проблемы и примет  меры?

 

Larysa аватар

"Вы - грудью на амбразуры, а я так, из кустов посмотрю."

Даша, разве учітель, пишущий такой пост смотрит на ситуацию из кустов? Анна лучше нас знает, как и зачем пишутся сочинения детьми.

Наяна аватар

Тут не очень понятно, кому адресуется пост Анны. Если учителям и вышестоящим органам, то это правильно и похвально, потому что с них надо и начинать менять правила и прочее. Если же родителям, то все это не имеет никакого смысла, потому что они упрутся по итогу в эту самую мариванну, которая испортит аттестат, следуя порицаемому Аней шаблону оценки сочинения, уменьшит шансы ребенка на поступление в нужный ему ВУЗ. 

Да, ребенок может быть даже умнее Мариванны и директора школы вместе взятых, но что с того, если единицы готовы это признать? И вместо высокой оценки  он получит еще и гонения в хвост и в гриву по принципу "ты тут что, самый умный?". 

Правильно Даша написала, в срвременной школе надо уметь мимикрировать, иначе не добьешься того, что тебе действительно надо, пока рулит оценочная система, пока в пед идут люди по принципу "як нема другой дароги, дык идзи у педагоги". 

И нет, нет, нет, не с родителей надо начинать, они заложники самой системы,, и менять ее надо сверху, а не тихонько подначивать родителей сделать работу за себя и за того парня 

 

Ну а по самому предмету поста я согласна. Только это кто будет менять, дети что ли?

Larysa аватар

я не знаю точно, для кого эта статья написана, но уверена, что человек, пишущий такое в сми, будет говорить об этом и в профессиональной среде. 

а от оценок никуда не деться, именно по ним судят об ученике, а как ещё выбрать лучших? моя дочка это очень хорошо знает, тут конкуренция очень сильна, за каждый процент дерутся. Хорошо, что в местных школах дуроты меньше, не отвлекают от учёбы всякой показухой.

Наяна аватар

Там ниже Даша уже ответила о всех противоречиях в высказываниях автора))))

Larysa аватар

я по сути согласна с Дашей, но зацепила фраза по кусты..

Dasa аватар

Это и есть кусты, Лариса. Призывать всех забить на оценки, потому что это пустяки и дело житейское. И быть добренькой для всех.  Хотя вся наша система знает только одно - эти волшебные цифры. Школа или гимназия, ВУЗ или малярное училище, распределение в Минск или в Хацапетауку, размер стипендии и прочие кнуты-пряники. У вас там дерутся за каждый процент? Здесь это тоже важно, блин. И мы родители в этом не виноваты,  но и забить на это нам тоже ничего хорошего не сулит, как бы ни хотелось мыслить широко-широко, позитивно-препозитивно...

Larysa аватар

да, забыла я про советскую действительность Happy но что интересно, я всегда писала сочинения сама, ни разу в критику не заглянула, и всегда хорошие оценки получала. с учителями из-за политики ругались мы много, и коммунистический строй ругали, и ничего, нам за это оценок не снижали. за поведение "неуд", правда, ставили. Может, сейчас что-то изменилось. 

оно, конечно, надёжнее, давать оценщикам то, что те хотят видеть.. так и готовятся дети к взрослой лицемерной жизни, и преуспевают часто не лучшие, а те,кто знает, что и кому и когда лучше сказать.. тоже, наверное, полезный навые для выживания...

Dasa аватар

Преуспевают да. И даже учат других мыслить шире.

Dasa аватар

Я сугубо по теме статьи, а не про Анну. В её компетенции как предметника никто не сомневается.

Заголовок "Как помочь своему ребёнку мыслить шире. Тренируемся на сочинениях". То есть это - опять двадцать пять! - мои проблемы и задачи как родителя - писать с ребёнком сочинения? А в предыдущих статьях было настоятельно рекомендовано прекратить вмешиваться в учёбу. Я до сегодняшего дня верила, что школьное сочинение - это творческая работа учителя и ученика, при чём тут родители? У папы-мамы своё поле для развития широты мышления у отпрыска.

Далее следуют тезисы: про порочную систему советского преподавания литературы (с примерами), затем про то, что сегодняшняя система  не изменилась, темы сочинений формулируются  в полном соответствии с требованиями советской науки (порочность которой продемонстрирована на примерах в пункте первом). То есть всё плохо. Плюс фигура Мариванны которая бдит и принимает меры к "проигравшим" (равно свободомыслящим и творческим???). И  далее гениальный вывод: десятки - повод волноваться (ваш ребёнок беспринципный приспособленец - так что ли?), оценки похуже - признак широты мышления и веригуд. Меня одну здесь что-то смутно тревожит, в этих построениях?

Во-первых, инфернальная Мариванна.  Я-то таких клинических случаев не встречала, но вдруг мне просто повезло, хз, нельзя это исключить...Конечно, всегда было примерно ясно, что хочет прочесть в твоём сочинении учитель, и да, пользовались мы критикой активно, но  это надо было очень творчески пропустить через себя. А всё-таки живую собственную мысль не гнобили, а очень даже приветствовали педагоги. Теперь их больше нет? Одна Анна, как единорог, радужно сверкает в этом тёмном царстве идиотов с дипломом пединститута? Но если это даже к несчастью и так... Я остаюсь при своём: пусть лучше широта творческой мысли ребёнка подскажет ему рациональный приспособительный вариант удовлетворить запросы неадекватной Марьванны без ущерба для нервов и среднего балла. Чем вступать в ненужную конфронтацию из-за Островского.  

Мы доверяем ребёнка школе. Мы родители - слесари, врачи, продавцы и дальнобойщики. Мы рассчитываем на то, что эти Мариванны что-то смыслят в своём деле. Избавьте нас уже от необходимости всё знать по всем предметам, а заодно педагогику, психологию и ювенальную юстицию,  непрерывно анализировать и тревожиться - адекватна ли школа или это чистый дурдом и сборище некомптентных шизоидов. Есть проблемы в образовании - видит их учитель - пусть воюет со своей системой, стучится и доказывает туда, наверх. Если кишка не тонка. Не надо науськивать пап и мам оказывать системе сопротивление или радоваться плохим результатам  детей. 

И да, статья неэтичная по отношению к коллегам.  Получается, одного педагога, правильного,  дёргают какие-то неадекватные мамы за обоснованную 7 в четверти у их плохоразвитых детей. А все остальные педагоги (Мариванны) тоже ставят 7, но уже потому что они сами плохие, советского образца и гнобят хороших, свободомыслящих учеников. 

???????????????????

 

 

Сигрун аватар

 хотелось мне написать коммент к статье, но профессиональная этика помешала.

Нежность аватар

garpun аватар

     Так-то, выбор есть всегда, и последствия выбора принадлежат выбирающему. Это и есть то главное, чему учит школа. Система образования, увы, даёт выбор небогатый, мягко говоря: между чем-то нежизнеспособным, но "идеологически выверенном"  и слабо жизнеспособным (при недостаточных усилиях) и противоречащим системе.

     Кстати, не только мы недовольны своей системой образования, просто у некоторых она никогда не была сильной, а на постсоветском пространстве упадок более очевиден (по точным наукам особенно). 

     Про то, что родители не должны встревать я не согласна. Должны. Только они должны делать это грамотно: формулировать суть претензии в письменном виде и отсылать в Минобр сразу, чтобы не промахнуться адресатом. Если каждый недовольный родитель сообщит о своём недовольстве, то темы сочинений пересмотрят. Если организовать кампанию по участию-спасению-реформированию -- да как угодно -- образования в стране, результат будет обязательно. Но для этого, нужно объединиться, высунуться из норы, повысить голос и не бояться. А с этим у нас проблемы. 

#
Система Orphus