Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Как это будет по-русски? Воспитываем грамотность

Горькая правда — на школу никакой надежды.

Это, к сожалению, печальный факт.

В современной школе, как правило, ни учителя, ни учебники не в состоянии научить ребенка грамотно писать — следствие безобразной программы, безответственных учебников и длительной дегуманизации образования вообще.

Поэтому, дорогие мамы, придется взять дело в свои руки. И брать мы его будем без всякого особенного труда — играючи.

8.jpg

Для начала я вам открою один маленький секрет русской орфографии.

Правописание русских слов в общем и целом подчиняется морфемному принципу — так это звучит в науке.

По-простому же объясняется так: все части слов в русском языке в одинаковых случаях пишутся одинаково.

То есть если слово «ворона» пишется через два «о» — то и слова «вороний», «вороненок», «проворонить», «вороново» тоже будут писаться через два «о».

Если суффикс «чик» обозначает «маленький предмет» и не теряет при склонении гласную — то он будет писаться как «чик» всегда и в любых словах, а если гласная теряется — тогда будьте добры написать «чек»: сыночек (потому что «сыночка»), зайчик (потому что «зайчика»).

В общем, чтобы писать грамотно русские слова, нужно очень хорошо представлять себе русские морфемы. Без этого грамотным не стать.

Поэтому с самого раннего детства, если ваш ребенок начинает разговаривать на русском, его стоит приучать выделять и использовать в речевых целях части слова. И это будут не буквы, не слоги, а — морфемы, значимые словообразовательные части.

Вот, скажем, такая развеселая игра:

Если дети волчицы — волчата, то как называются дети сосны? Березы? Лампочки? Двери? Коляски?

Если тот, кто грузит мебель, называется грузчик, тот как называется тот, кто возит вещи? Чистит картошку? Делает покупки? А как называется тот, кто читает книгу? Читатель?

Значит, можно присоединить к слову и «чик», и «тель», и мы получим название профессии.

Тогда давай назовем двумя способами того, кто пишет книги, рисует картины,  ищет преступников…

Пусть вас не смущает, что дети бурно и весело начнут производить слова, которых нет и быть не может в русском языке. Нам не очень-то важно словарное соответствие — нам важно, чтобы дети поняли принцип существования морфем. Как только они его интуитивно постигнут — они будут готовы воспринимать правила орфографии.

А вот еще одна игра — от академика Щербы, который играл в такую игру с первокурсниками МГУ:

Объясните смысл следующего предложения: «Глокая куздра штеко бодланула кудлатенького бокренка и кудалчит бокра».

Как так получилось, что мы понимаем, о чем идет речь? Откуда мы знаем, что у куздры есть ребенок? Как мы догадываемся, что он — маленький? Откуда мы знаем его отца?

Расскажи все, что ты знаешь про бокренка и придумай свою историю  про выдуманных персонажей.

Играть в словообразование очень весело — дети бывают в совершенном восторге.

fotolia_child_laughing.jpg

Они с удовольствием подбирают приставки с разным значением к глаголам (побежал, отбежал, выбежал, прибежал) и пробуют на вкус удивительное многообразие приставочных смыслов, залихватски строят словообразовательные гнезда (дом, домик, домище, домовой, домашний, надомный) и познают возможности русских корней — и попутно постигают тот самый загадочный морфемный принцип, на котором построено головокружительное русское правописание.

Я не гарантирую всем игрокам стопроцентной грамотности.

Но легкое восприятие какой-никакой школьной программы и большой потенциал в нелегком деле грамотности — обещаю.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (4) Последнее сообщение
garpun аватар

Кому просто, а кому и ......!

Zdrasti аватар

Задание про глокую куздру было в школьном учебнике 5 класса, когда я работала в 23 гимназии. Дети бойко справились с заданием)))))

maryka аватар

аболдець!

 

zoloto аватар

klass

#
Система Orphus