Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Что должно быть у школьника вместо решебника?

Никогда не пойму ни тех, кто это выпускает, ни тех, кто покупает, ни тех, кто пользуется.

Странная штука эти решебники. Может быть, тот, кто первым придумал отнести в издательство толстую книгу с выполненными упражнениями, имел в виду что-нибудь светлое и позитивное, вроде «дать ученикам ориентир», «направить их по правильному пути», «дать образец решения» или что-то еще — но все это вряд ли.

22135.jpg

Конечно же, тот, кто первым придумал отнести в издательство решебник, просто-напросто потирал руки в ожидании легкой и гарантированной прибыли. Издательские расходы — минимальны: на плохой бумаге, в дешевой обложке, без корректуры и уж тем паче без редактора. А прибыль — астрономическая.

Странная это штука — прибыль от решебников. Кто ее обеспечивает? Школяры? Да вряд ли. У них если и есть деньги в кармане, то тратятся они за километр от ближайшего книжного. Поэтому — родители. В массовом порядке покупающие решебники. Собственными руками убивающие процесс получения и усвоения знаний собственными же детьми. 

Неужели не жалко на это денег?

И ведь покупают, скачивают в интернете, распечатывают для тех, у кого в школе — полный запрет на пользование телефонами. И так, и эдак облегчают доступ ученику к правильному ответу.

Я не верю, что кто-то может этого не понимать: решебник — зло. Нормальный здоровый ребенок, у которого под рукой есть решебник — а это ведь не просто правильные ответы в виде итоговых цифр и букв, это ведь полностью расписанное решение или языковое упражнение — никогда не будет делать домашнее задание сам.

А смысл?

Любой учитель знает детей, у которых под рукой лежит решебник: у таких учеников оценка за классную и за домашнюю работу будет отличаться на 5-7 баллов. Дома — идеально, в классе — как будто инопланетянин писал. 

Старшеклассники умело оперируют этой разностью: не сдают классные работы, приносят на проверку исключительно домашние задания, приносят решебники в класс на урок — и горе тому педагогу, который ведет занятие, опираясь на учебник. Процесс усвоения и добычи знаний превращается в переписывание с решебника. 

Приходилось слышать и такое: а я решебник покупаю, чтобы сверяться с ответами. Ребенку не даю, держу у себя в письменном столе. Проверяю вечером уроки — и с решебником: правильно или не правильно. Но позвольте!

А почему ребенок не имеет право на неправильно выполненное задание? Он же — ученик!

Ошибаться, ходить неправильными тропками, искать свои пути — это ж его святая обязанность! Во многом ученик, который сделал домашнее задание неправильно, счастливее ученика, напоровшегося на верный ответ: он вернется к заданию еще раз, разберется в нем, найдет неправильный поворот, ошибочную идею, пересчитает заново весь путь — и дойдет-таки до цели, пусть не сразу — но сам! 

Не в этом ли смысл обучения?

Цинизм тех, кто продает решебники — бумажные ли, электронные ли — зашкаливает. Вот что пишут, к примеру, на одном из сайтов со страшным для всякого здравомыслящего человека названием «спиши.ру»:

«Решебник, если он составлен грамотно, представляет собой весьма полезную книгу, которая позволяет ребенку научиться правильно решать задачи даже по предмету, который дается ему тяжело. За счет огромного пласта практической части в решебнике, ученик осваивает навыки решения задач, становится грамотнее, учится решать правильно сложные задания по физике и химии.

Как работает решебник? Когда ученик переписывает готовое правильное решение, он запоминает его, и чем больше он их делает, тем больше разнообразных решений, имеющих общие точки соприкосновения, становятся ему доступны. Когда он приходит в школу, и на уроке ему попадается аналогичная или похожая задача, то он уже не сомневается в том, как с ней справиться». 

Более того, ученику предлагается тупо списать домашнее задание (это ли не образчик бездарно потраченного времени?) под маркой экономии драгоценного времени. И это вместо того чтобы разобраться, усвоить, овладеть, научиться — ведь не бывает лишних знаний, тем более — школьных. 

Да, это и вправду каторжное и бессмысленное занятие — ходить на уроки, задания которых ты потом спишешь в решебнике. Потому что на таких уроках ты ничему не учишься, ничего не узнаешь, никуда не растешь и ничем не обогащаешься — сидишь и ждешь, пока прозвенит звонок. А потом еще и дома — решебу переписывай. 


imageyayayayaya.jpgФото: termistchan.vico-mebel.ru

На самом деле от решебников один вред. Во-первых, списывание — тупое и нерезультативное занятие: ни один из списывающих в задание не вдумывается, за ходом решения не следит, никакой пользы не выносит. Раньше хотя бы нужно было пообщаться с одноклассниками, наладить контакт, самому соответственно себя вести, чтобы тебе давали списывать — теперь же и этот полезный социальный навык убит. 

Во-вторых, списывание с решебника — это самый натуральный, еще и узаконенный родителем, обман. Получить оценку за чужой труд — разве это тот поступок, который вызывает гордость за ребенка?

В-третьих, это и правда напрасная трата времени: пользы — ноль, а минуты потрачены.

Что же должно быть у ученика вместо решебника?

Энциклопедии и справочники, словари и дополнительные пособия, бабушка-математик и дедушка-физик, Гугл и Википедия, надежный товарищ, который разобрался в теме лучше тебя, или отзывчивый учитель. Решить задачку с их помощью — дело крайне интересное и приятное. Не то что тупо списать с пожелтевшей газетной странички замасленной решебы.

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
fb 0
tw
vk 0
ok 0
VELVET: Анна Северинец

Комментарии

Всего комментариев (3) Последнее сообщение
knopik аватар

 у меня был решебник по физике (да, я ее никогда не знала, не понимала) и решебник по математике (решала все сама, а в него заглядывала для разбора сложных заданий).

Sen_Sen аватар

у меня был решебник по математике и химии в 11 классе. всегда была профаном в точных науках. все преподаватели знали, что поступаю на переводчика и закрывали глаза. аве, решебникам! без них бы пришлось еще и списывать у одноклассников.

Юлия Василюк аватар

У меня вообще было "весело". В 11 классе наша замечательная учительница математики вынуждена была уйти на пенсию, и на наш физ-мат свалился новый учитель. Он не мог ни одной задачи решить без решебника! Даже задания для контрольных он брал из обычного учебника - иначе просто бы не смог проверить правильность наших ответов. 

Если в решебнике была ошибка, он подвисал и не знал, что делать. В итоге задачу объясняла моя соседка по парте. Причем дважды. Первый раз всему классу, а второй персонально ему. Ибо учитель математики не стеснялся признаться в том, что с первого раза он не врубается.

Ох...

#
Система Orphus